Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Организация метода проектов в начальной школе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятия "Проектная деятельность" и "Метод проекта" в педагогической практике, основные положения теории Джона Дьюи. Идеи Кильпатрика о повышении эффективности обучения школьников. Методика организации метода проектов в начальной школе, критерии оценок.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

26

Размещено на

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Уральский государственный педагогический университет

Курсовая работа №1

Организация метода проектов в начальной школе

Исполнитель: Возмищева М. А.

Студентка 21 группы

Факультета ПиМНО заочное отделение

Руководитель: Царегородцева Е. А.

Екатеринбург

2008

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта» 6
  • 2. Классификация метода проектов 13
  • 3. Метод проектов в начальной школе 16
  • 4. Методика организации метода проектов в начальной школе 19
  • 5. Критерии оценки проектов учащихся 23
  • Заключение 25
  • Список литературы 26

Введение

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Учителю начальных классов требуются такие методы обучения, которые:

· Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

· Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

· Формировали бы не просто умения, а концепции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

· Были бы приоритеты нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

· Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

· Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

· Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

· Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

· Субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации.

То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

· Общенаучной;

· Информационной;

· Познавательной;

· Коммуникативной;

· Ценностно-смысловой;

· Социальной;

· Компетенции личностного самосовершенствования.

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Не случайно в базисный учебный план внесена строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы ... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Цель данной работы: изучить метод проектов в начальной школе .

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

· Рассмотреть понятия: «Проектная деятельность», «Метод проекта»;

· Рассмотреть возможности применения метода проектов;

· Разработать методику организации метода проектов в начальной школе;

· Наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности в образовательном процессе.

проект педагогический начальная школа обучение

1. Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

· Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

· Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

· Формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

· Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

· Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практики или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Исследователи по разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюн трактует метод проектов « как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляется сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Сиденко А. С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.

Метод проектов, по И. Чечелю, - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Полат Е. С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактических инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества. Все это - признаки школы, основной формой организации образовательного...

Другие файлы:

Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе
Особенности и методы обучения информатике в начальной школе. Метод проектов и его характеристики. Планирование и организация исследования использовани...

Применение метода проектов в начальной школе
Особенности применения в начальной школе метода проектов - системы учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в резу...

Использование метода проектов на уроках в начальной школе
Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии. Этапы и педагогическое руководство проектной деятельностью. Конспект серии уроко...

Метод проектов и его использование в школе
Разработка метода проектов. Основные требования к использованию метода проектов. Роль учителя и учащихся при выполнении проекта. Оценка выполненного п...

Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе
Метод проектов как совместная деятельность учителя и учащихся для поиска решения проблемной ситуации. Методика выполнения проектов в образовательном п...