Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами (ДЦП) (на примере группы дневного пребывания отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями КЦСОН "Радуга")

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Общее понятие категории дети-инвалиды (ДЦП), анализ данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей с детским церебральным параличом в условиях социозащитного учреждения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

30

Федеральное агентство по образованию

Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Специальность: 050711 - Социальная педагогика

Выпускная квалификационная работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (ДЦП)

(НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КЦСОН «РАДУГА»)

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент Петрова Г.А.

Рецензент: кандидат педагогических наук

Криворотов Д.А.

Нижневартовск 2007

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы организации работы с детьми-инвалидами (ДЦП)

1.1 Общее понятие категории дети-инвалиды (ДЦП)

1.2 Анализ данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых

1.3 Психолого-педагогические аспекты развития детей с детским церебральным параличом

1.4 Формы и методы социально-педагогической работы с семьей ребенка с ДЦП

Глава II. Практические основы организации работы с детьми-инвалидами (ДЦП)

2.1 Социально-педагогическая диагностика семьи, имеющей ребенка-инвалида (ДЦП)

2.2 Анализ содержания социально-педагогической деятельности в социозащитном учреждении (на примере группы дневного пребывания отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями) КЦСОН «Радуга»

2.3 Анализ эффективности реализации реабилитационных мероприятий. Программа комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями «Я-Ты-Мы»

Заключение

Библиография

Введение

В настоящее время проблема оказания социально-педагогической помощи детям с проблемами в развитии как никогда актуальна. Число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Группа детей с проблемами в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5% до 11%, в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Это связано с ухудшающейся экологической обстановкой, низкой культурой в области планирования деторождения, неудовлетворительным состоянием служб материнства, высоким уровнем травматизма и заболеваний и другими причинами. В настоящее время в специальных школах по примерным подсчетам обучается 3948'75 детей, 2% из них составляют учащиеся вспомогательных школ. Количество детей с проблемами в развитии, которые уже в начальных классах по ряду причин не в состоянии в необходимом объеме и качестве усвоить школьную программу, вести себя адекватно требованиям общества и социального окружения, имеющих определенные отклонения в психосоматическом развитии, постоянно увеличивается и по данным ряда исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, колеблется от 15 до 40%..

Довольно массовую форму аномального развития детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Согласно официальным данным в России насчитывается порядка 347,7 тысяч детей-инвалидов. По данным НИИ детства ежегодно рождается 5-8% детей с такой патологией. У каждого ребенка своя судьба, отдельная история жизни, но общим является то, что инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной дезадаптации семьи, в которой он воспитывается.

В настоящее время проблема инвалидности постепенно переосмысливается, на смену закрытым учреждениям по воспитанию и образованию детей - инвалидов приходит система комплексной реабилитации.

Однако вопросы помощи таким детям освещены далеко недостаточно, практически отсутствуют теоретически обоснованные интегрированные модели организации психолого-педагогической помощи детям с ДЦП, в комплексе решающие задачи методологического обоснования диагностических и коррекционных методов, кадрового и научно-методического обеспечения практической работы с детьми. Реализация психотехнических, социально-педагогических приемов происходит без учета формы заболевания, недостаточно разработан диагностический инструментарий. Остается нерешенным вопрос о том, является ли инвалидность личным несчастьем или это проблема общества.

Все это говорит об актуальности данной проблемы и подчеркивает необходимость научного анализа особенностей психического развития, квалификации различных нарушений с тем, чтобы определить условия и пути оптимизации развития таких детей, а также разработки конкретных мер необходимой психологической помощи.

Целью нашего исследования было изучение и выявление наиболее эффективных видов и форм социально-педагогической помощи детям с ДЦП.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме.

2. Рассмотреть понятие «дети-инвалиды», «детский церебральный паралич»

3. Подобрать методики и провести диагностику для выявления отклонений в развитии у детей с ДЦП.

4. Изучить и выделить наиболее эффективные виды и формы социально-педагогической помощи данной категории детей.

Гипотеза: Комплексное использование различных видов и форм социально-педагогической помощи положительно влияет на развитие и становление ребенка с ДЦП, повышает социально-ролевую адаптированность семьи.

Глава I. Теоретические основы организации работы с детьми-инвалидами (ДЦП)

1.1 Общее понятие категории дети-инвалиды (ДЦП)

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии.

У детей с проблемами в развитии имеются физические или психические недостатки, которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, а также от времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие подлежат коррекции, третьи можно компенсировать. Термин ДЦП принадлежит З. Фрейду. Определение, данное им в 1893г. является общепринятым. Согласно Фрейду ДЦП - непрогрессирующее заболевание головного мозга поражающее его отделы, которые ведают движением и положением тела. В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникающее в коре мозга, перенесенное в перинатальный или в период новорожденности, как одна из форм нервно-психической патологии центральной нервной системы. Представляет собой выраженную двигательную патологию в сочетании с сенсорной недостаточностью. Отклонения в развитии детей вызываются различными факторами и зависят от характера дефекта, от степени выраженности нарушений, от возрастных и компенсаторских возможностей ребенка, от периода воздействия на развитие личности ребенка, от условий жизни и воспитания ребенка.

1.2 Анализ данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых

Механизмы развития аномального ребенка изучались многими отечественными и зарубежными учеными. Выдающийся вклад в изучение аномалий развития внес Э. Сеген, который первым попытался вычленить наиболее существенные дефекты развития, является автором оригинальных методик диагностики и коррекции перцептивного и умственного развития детей. Психологи широко используют «доски Сегена» для изучения особенностей зрительного восприятия, моторики, зрительно-моторной координации.

М. Монтессори, разработала концепцию о сензитивных периодах в развитии ребенка. Поставила во главу угла идею о саморазвитии, самообучении, самовоспитании. Для этого надо лишь создать необходимые условия с помощью специальных материалов. Сравнивая психику нормальных и ненормальных детей, она подчеркивала, что разница между ними лишь в способах развития.

А.Адлер в своих работах отразил своеобразие ребенка с физическим дефектом и его высокие компенсаторские способности. Подчеркивал значение социальной среды в формировании личности детей с проблемами в развитии. Он считал, что ощущение недостаточности является мощным импульсом к развитию. Социальная оценка личностью своего дефекта, позиция по отношению к нему, являются движущей силой развития ребенка.

Особая роль в исследовании данной проблемы принадлежит Л. С. Выготскому. Он показал, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Выготский подчеркивал, что общим для обоих вариантов является социальная обусловленность психического развития, которая заключается в выделении важной роли педагогического и психологического воздействия в развитии психики ребенка как при нормальном, так и при аномальном развитии.

Л.С. Выготский выделял две группы дефектов, влияющих на развитие ребенка: первичные, связанные с повреждением ЦНС, и вторичные, возникающие опосредованно в процессе социального развития., причем вторичные являются более важными так как именно они...

Другие файлы:

Роль социального педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями
Теоретический анализ деятельности социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в специальной (коррекционной) образовательной школе-инте...

Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностям здоровья. Его профессиональная компетентность. Морально-этические а...

Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В работе раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы детей с ограниченными возмо...

Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Социальная работа в семьях с детьми с ограниченными возможностями. Основные концепции инвалидности. Организация и содержание социальной работы в Росси...

Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)
Основы социальной работы с детьми-инвалидами. Детская инвалидность в современном обществе. Практика общественных организаций в решении проблем детей с...