Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Организация детского самоуправления

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Социальные и социально-психологические аспекты самоуправления. Определение ученического самоуправления как метода организации воспитательного коллектива. Три стадии формирования коллектива по Макаренко. Участие детей в работе органов самоуправления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В настоящее время внимание государства акцентировано на проблеме развития личности. Общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

От школы требуется создание таких условий, которые позволят учащемуся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, другими словами самореализоваться.

Самореализация школьника зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа "развития идей коллектива" Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина "Подготовка молодежи к труду", методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского.

На процесс самореализации школьника оказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, детские сообщества и др. Являясь институтами социализации, они составляют разнообразное поле для выбора школьником содержания деятельности, а значит, и для собственной самореализации. Большое значение для самореализации ученика имеет осознание своей включенности в организацию школьной жизни. В связи с этим одним из факторов, который позволяет активизировать процессы самореализации в школьном возрасте, является детское самоуправление.

Актуальность развития ученического самоуправления на сегодняшний день бесспорна. Об этом говорят многие документы правительства РФ:

Закон РФ "Об образовании";

Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 закрепляет нормы Федерального закона в нескольких статьях:

1. статья 50: обучающиеся в образовательном учреждении имеют право на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения;

2. статья 68: управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления;

3. статья 69: формами самоуправления образовательного учреждения являются Совет ОУ, Попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

В связи с вышесказанным актуальным представляется рассмотрение вопросов развития детского самоуправления в современной школе.

Таким образом, актуальность развития ученического самоуправления, позволяет выделить тему исследования: возможности самоуправления в начальной школе.

Объект исследования: самоуправление как междисциплинарное понятие.

Предмет исследования: возможности самоуправления младших школьников.

Цель исследования: определить возможности самоуправления в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность самоуправления как междисциплинарное понятие;

2. Определить особенности детского самоуправления;

3. Выявить принципы и функции детского самоуправления;

4. Охарактеризовать условия развития детского самоуправления;

Методы исследования: сравнение, обобщение, классификация, изучение педагогического опыта.

1. Сущность самоуправления

Самоуправление - это, по сути сокращенное словосочетание "самостоятельное управление".Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления становится причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений.

Говоря о самоуправлении, мы предполагаем, что речь идет о реализации детьми определенных управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственности.

Социальная психология рассматривает управление как деятельность, направленную на оказание воздействия на людей в целях формирования и сохранения у них психических состояний и свойств, необходимых для совместного решения определенной задачи. Одним из подразделов социального управления является управление объединениями, организациями людей, в том числе и ученическими коллективами.

"Система управления, - как считает A.Л. Свенцицкий, - может характеризоваться: функциями и целями деятельности, конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности, режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.), правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельностью системы управления и ее элементов, информационным обеспечением, процедурой принятия исполнения решений" [20, с.6].

Если цель процесса управления - решение конкретной управленческой задачи, то в процессе самоуправления ее решение есть также средство развития потенциальных самоуправленческих возможностей коллектива. При этом следует отметить, что данное решение только тогда будет способствовать развитию самоуправления, если обеспечит в дальнейшем решение подобных или более сложных задач на основе расширяющейся инициативы, творчества и самостоятельности детей. Решение каждой управленческой задачи является лишь в том случае частью процесса развития детского самоуправления, когда ее каждый элемент в последующих циклах будет обеспечивать большую вовлеченность детей в процесс управления коллективом.

По мнению В.А. Караковского, выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный: "Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать "само". И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления. Что же касается общественной жизни, то главное в ней - самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы - вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений - индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление" [7, 5].

Социально-психологический аспект самоуправления рассматривается в связи с изучением такого понятия, как коллектив. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что самоуправление является как условием коллективообразования, так и его результатом. Л.И. Уманский при рассмотрении критерия сформированности коллектива указывает, что развитие самоуправления есть составная часть такого важного показателя, как организационное единство. А.С. Чернышев рассматривает самоуправляемость в качестве свойства, характеризующего коллектив как организационную систему. P.X. Шакуров считает процесс развития самоуправления одной из социально-психологических функций управления [20, с.6].

Социальные и социально-психологические аспекты самоуправления находят свое отражение и при рассмотрении этого явления с точки зрения педагогики. Если в социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений, в социальной психологии - с позиции фактора развития группы, то в педагогике - с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.

Таким образом, можно рассматривать самоуправление как междисциплинарное понятие.

Самоуправление -- сложное по природе, многообразное по формам и последствиям социальное явление, распространяющееся на разнообразные процессы в различных сферах жизнедеятельности общества. Его принципиальным признаком является смысловой акцент на независимость, самостоятельность.

2. Особенности детского самоуправления

В.М.Коротков определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива [8, с.15]; Ю.П.Сокольников видит в самоуправлении "способ организации деятельности школьников" [21, с.28]; Л.И.Новикова считает, что самоуправление - это разумно осуществляемая самими детьми деятельности, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля [13, с.7]; Н.Л.Аникеева - что "самоуправление - это организация гуманистических отношений" [20, с.5].

Рассматривая социальный аспект детского самоуправления, необходимо видеть в нем составную часть общественного самоуправления. В то же время самоуправление в детском коллективе - важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события. Развитие самоуправления в детских коллективах невозможно без достаточных правовых гарантий, которые, пока, к сожалению, довольно нечетко определены. В условиях демократического общества создание таких гарантий крайне необходимо.

Детское самоуправление - одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Часто самоуправление подменяется выделением группы детей, имитирующих участие коллектива в управлении. Они, по сути, создают "ученическую бюрократию" и никакого отн...

Другие файлы:

Организация самоуправления учащихся
Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления. Сущность, принципы и функции ученического самоуправления. Характеристика...

Государственная теория самоуправления
Характерные черты местного самоуправления. Пик признания государственной концепции самоуправления в России. Организация самоуправления в регионах на о...

Организация местного самоуправления в Республике Казахстан
Структура, функции и формы местного государственного управления и самоуправления в Казахстане. Зарубежный опыт организации и развития местного самоупр...

Организация детского туризма на примере Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска
Сущность и основные виды туризма, их классификация. Теоретические аспекты понятия "детский туризм". Методы организации досуга в Центре детского и юнош...

Детский травматизм и его профилактика
Понятие детского травматизма, его классификация по типовым ситуациям. Экспериментальное исследование детского травматизма и мероприятия, направленные...