Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Организация детских танцевальных коллективов

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Формы организации детских коллективов бального танца. Термины музыкальной теории: размер, темп, длительность, музыкальный удар, акцент, ритм, музыкальная фраза. Форма индивидуальной работы педагога с танцевальным дуэтом. Подходы проучивания па-тартье.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

1. Формы организации детских коллективов бального танца

В настоящее время в России существует большое количество различных форм объединений любителей бальных танцев, которые называются студиями, клубами, школами, но не коллективами. Эта тенденция, которую можно считать негативной, в основном связана с социально-экономическими факторами развития нашей страны. И, тем не менее, каждая студия или клуб является потенциальной базой для создания творческого коллектива - более совершенной организационной формы, позволяющей решать широкий спектр учебно-воспитательных задач, что в свете современной социокультурной действительности является весьма актуальным. Руководителям, которые на основе осознания своей профессиональной роли в обществе берутся формировать из группы коллектив, необходимо владеть соответствующими организационными (педагогическими) методиками.

Любая хореографическая дисциплина является формой организованного в определенном стиле движения (пластики), естественно, что современный бальный танец исключением не является. Занятия бальным танцем формируют культуру движения человеческого тела. Движение в нем осуществляется по принципу естественного шага, при помощи которого танцоры переходят из одного сбалансированного положения в другое. Каждое такое положение должно быть тщательно выверено с точки зрения вертикального равновесия и эстетической приемлемости линий, создаваемых верхней частью корпуса и ногами во время танца. Для качественного исполнения необходимо заботиться о мягкости,­ естественной округлости, широте, аккуратности, завершенности и гармоничности линий тела. Многократная отработка этих аспектов, в конечном счете, приводит к тому, что человек начинает контролировать свои телодвижения в повседневной жизни на предмет их эстетичности. Естественная необходимость поддержания вертикального баланса во время исполнения танца формирует правильную осанку и тем самым дает человеку возможность выглядеть и чувствовать себя еще лучше.

Бальный танец обладает существенным потенциалом в развитии когнитивных способностей личности. Во-первых, для того, чтобы организовывать требуемым образом движение своего тела, необходимо знать с помощью чего эта организация достигается. Появляется потребность в более подробном изучении человеческого тела, его функциональных особенностей и возможностей. Во-вторых, осознанное создание совместного с партнером движения крайне затруднительно без знаний и применения динамических законов физики. В-третьих, т.к. бальный танец исполняется под музыкальное сопровождение, то изучение основ музыкальной грамоты является вполне закономерным. Например, знание и понимание таких терминов музыкальной теории как размер, темп, длительность, музыкальный удар, акцент, ритм, музыкальная фраза является естественным для человека, занимающегося бальным танцем, т.к. дает возможность максимально приблизить характер движения к характеру мелодии. В-четвертых, интериоризация этических и эстетических норм общества просто невозможна без получения знаний о содержании национальной культуры.

Индивидуальные занятия с педагогом, как альтернативная форма обучения, необходимы для танцевальных пар, вовлеченных в спортивное движение, т.к. только эта форма позволяет максимально раскрыть творческие возможности пары для того, чтобы во время соревнований дуэт был конкурентоспособным в борьбе за призовые места.

Форма индивидуальной работы педагога с танцевальным дуэтом решает такие задачи как выработка необходимых технических навыков движения, позволяющих добиваться максимального качественного уровня исполнения; составление индивидуальной конкурсной программы, основываясь на наиболее совершенно выполняемых элементах, развитие актерских навыков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная форма­ преподавания реализует исключительно практическую часть феномена бального танца. Для реализации же той части педагогического потенциала, которая относится к формированию и совершенствованию духовных качеств личности требуются более сложные и совершенные формы организации учебно-воспитательной работы с танцорами.

Наилучшей средой для полноценной реализации педагогического потенциала бального танца может являться творческий коллектив. Творческий самодеятельный коллектив характеризуется следующими признаками: добровольностью объединения в свободное время; общедоступностью (независимо от образования, профессиональной принадлежности, возраста участников); стабильностью; совместной общественной деятельностью; четкостью организационной работы. Уровень решения коллективом учебно-воспитательных и художественных задач, а также специфика организации коллектива позволяют условно разделить все коллективы художественной самодеятельности на две группы:

· Коллектив начального типа, или кружок. Это объединение учебного типа, где участники стремятся получить знания об искусстве, овладеть навыками творчества. В кружках­ участники разучивают относительно несложные произведения и исполняют их, как правило, перед «своим» зрителем.

· Коллективы повышенного типа. В этих коллективах решаются более сложные учебно-воспитательные и художественные задачи. Участники занимаются специальным тренажем, знакомятся с основами и теорией данного вида искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к его художественному уровню. Более сложный репертуар и большая подготовленность участников позволяют коллективу выступать перед широкой аудиторией зрителей.

В творческом коллективе, как воспитательной среде, можно выделить два основных фактора обуславливающих высокий уровень реализации педагогического потенциала бального танца, условно их можно назвать как личностный и организационный. Личностный фактор заключается в специфических особенностях взаимодействия личности и коллектива, организационный - в уникальных возможностях коллектива в организации учебно-воспитательного процесса.

Организационный фактор обусловлен широким диапазоном форм учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе, которые применяются в том случае, когда все структурные элементы коллектива слаженно работают для достижения одной единственной цели - формирование гармонично развитой личности в системе занятий танцевальным искусством. К структурным элементам коллектива можно отнести официальных руководителей, участников коллектива, актив из числа участников, родительский комитет (для детских и юношеских коллективов),­ преподавателей. Все элементы данной системы имеют свои функции и находятся в постоянном взаимодействии и взаимозависимости друг от друга.

В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) образование и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребёнка.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена прежде всего новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

В настоящее время широко распространена сеть различных учреждений дополнительного образования, как государственных, так и негосударственных, коммерческих. Однако статистика показывает, что формами и видами дополнительного образования детей охвачены далеко не все учащиеся, многие дети хотели бы заниматься в творческих объединениях дополнительного образования, но не могут сделать этого в основном по причине того, что их родители очень заняты на работе и у них нет возможности водить детей, помимо школы, в другие учреждения.

Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развить его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне, при этом, в отличии от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.

Задача всестороннего развития учащихся в общеобразовательной школе включает в себя требования повышения эстетической культуры подрастающего поколения и воспитание художественного вкуса. Эстетическое воспитание школьников будет не полным, если они не получат хотя бы основные знания и навыки в области искусства танца.

К сожалению, пока во многих общеобразовательн...

Другие файлы:

Костюмы для танцевальных и хоровых коллективов. По мотивам русской народной одежды
В книге содержатся подробные описания костюмов для танцевальных и хоровых коллективов художественной самодеятельности профсоюзов. Имеются цветные фото...

Азбука хореографии
Книга адресована педагогам - хореографам, учителям ритмики и хореографии, учащимся детских танцевальных коллективов и их родителям. В книге содержатся...

Советы костюмера
Авторы книги являются создателями костюмов для самодеятельных коллективов. Многие из костюмов, вошедших в это издание, отмечались как лучшие на различ...

Балет и современный танец в Финляндии
В настоящее время в Финляндии работают двенадцать танцевальных трупп, пользующихся государственной поддержкой, около 20 свободных танцевальных коллект...

Гигиенические требования к организации медицинской деятельности и оздоровительных мероприятий в детских учреждениях
Деятельность медицинских работников при перевозке организованных детских коллективов к местам летнего отдыха. Гигиенические требования к условиям отды...