Организация групповой работы учащихся на практических занятиях по химии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
на тему
«Организация групповой работы учащихся на практических занятиях по химии»
по дисциплине «Методика преподавания химии в высшей школе»
студентки 5 курса группы «Б»
Юхименко Оксаны
Донецк 2011
Содержание
Вступление
I. Технология обучения химии
II. Технология группового способа обучения
III. Виды практических занятий и методики группового их проведения
1. Семинарское занятие
а) метод «пилы»;
б) метод проектов;
в) метод «круглый стол»
2. Практическое занятие - метод Ривина-Баженова
3. Лабораторное занятие
Выводы
Список использованной литературы
Вступление
Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации научно обоснованных новых педагогических технологий и систем организации учебно-воспитательного процесса.
Технология обучения химии -- это предметная технология, задача которой - вооружить учителя способами и средствами создания собственной системы обучения. Это совокупность средств и методов проектирования предметной системы обучения, основанной на современных технике, инновациях, требованиях к уровню знаний и умений учащихся.
В реферате изложены принципы и методики групповой работы учащихся на занятиях по химии.
практический занятие групповой химия
I. Технология обучения химии
В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологиях обучения химии. Это лишний раз подтверждает, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе.
Технология обучения химии -- это особый вид методики обучения химии, который предусматривает:
-- тщательно продуманную модель учебного процесса, отражающую четко сформулированный методический замысел и спланированный конечный результат;
-- специально методически обработанное (преобразованное) в соответствии с замыслом химическое содержание;
-- систему методов и средств обучения химии, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариантности. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха;
-- достаточно точный временной режим;
-- диагностику достигнутости промежуточных и конечного результата.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения, отобранные с помощью длительных предварительных обсуждений дидактические единицы содержания, но особенность технологии в том, что все это соединено вместе и завязано в жесткую, строгую систему. Технология обучения возникает как результат накопления методического опыта многих преподавателей.
Создатели любой технологии, несмотря на ее технократическое название, постоянно озабочены ее гуманистической направленностью, в частности той ее особенностью, которая обеспечивает оптимальную комфортность процесса обучения по отношению к обучаемым.
Таким образом, для любой технологии обучения характерна специфическая обработка содержания и жесткая организация учебного процесса. В настоящее время учителя предпочитают такие технологии, которые обеспечивают формирование и развитие личности ребенка, его мышления, речи, самостоятельности, мотивационной сферы, побуждают к активной познавательной деятельности, к общению в процессе обучения. Как справедливо заметила Р.Г. Иванова, «...все они (технологии) имеют много общего, а именно: целенаправленность на максимальное обеспечение развития личности ученика». Если преобразование содержания не имеет места, то о технологии обучения говорить не следует.
Г.К. Селевко предлагает обширную обобщающую классификацию технологий обучения, созданных за последнее время учеными-методистами и учителями-новаторами. В этой классификации нашлось место и традиционному обучению, и новейшим технологиям обучения.
Технологии обучения классифицируются:
-- по организационным формам (коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.);
-- по доминирующему методу обучения (программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение, обучение на основе соревнования, опережающее обучение и пр.);
-- по адресной направленности (для одаренных детей, для трудных детей, для классов коррекции и т. д.);
-- по характеру общения между учителем и учеником (технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т. п.).
Концепция личностно ориентированного обучения, а также деятельностный подход заставляют выбирать для обучения такие технологии, которые делают достоянием учащихся не только химическое содержание, но и опыт активной деятельности. Такова, например, технология группового обучения, особенно в малых группах.[1]
II. Технология группового обучения
Истоки технологии группового обучения уходят в 20-е гг. XX в. Создателем его считают Александра Григорьевича Ривина. Инженер по образованию, он принимал активное участие в движении по ликвидации безграмотности и пришел к идее использования в обучении естественного общения учащихся (в парах сменного состава). Это стержневая идея коллективного способа обучения. Реализация ее на практике дала поразительные результаты: все ученики Ривина за короткий промежуток времени глубоко осваивали учебный материал за курс средней школы и успешно сдавали экзамены в вузы.
Методики Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа учащихся в парах сменного состава».
Можно выделить следующие основные преимущества этой технологии [3]:
* в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
* в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
* каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
* повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
* отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
* формируется адекватная самооценка личностных качеств учащихся, собственных возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
* обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Парную работу можно использовать в трех видах:
1) статическая пара, которая объединяет по желанию двух учащихся, меняющихся ролями «учитель» -- «ученик»; так могут заниматься два сильных ученика, два слабых, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
2) динамическая пара образуется, если четверо учащихся выбирают и готовят одно задание, но имеющее 4 части. После подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
3) вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.[2]
III. Виды практических занятий и методики группового их проведения
1. Семинарское занятие
Семинарское занятие - это форма учебного занятия, на котором преподаватель организовывает дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Оно проводиться в аудитории или в учебном кабинете с одной академической группой.
Семинарское занятие - одна из наиболее важных и конструктивных форм учебного процесса. На семинаре студенты проверяют, углубляют и закрепляют знания по курсу, анализируют практику, овладевают основами процессов.
Семинарское занятие состоит из трех основных этапов:
1) подготовка к семинару;
2) проведение семинара;
3) работа со студентами после семинарского занятия.
Разновидности семинарских занятий
Семинарские занятия по теоретическим дисциплинам:
- семинар;
- коллоквиум - заче...
Внеклассная работа по химии
Книга представляет собой сборник статей, посвященных различным формам внеклассной работы по химии.Пособие раскрывает содержание и методику работы хими...
Метод групповой работы в технологии социальной работы
Рассмотрение групповой динамики как социального процесса взаимодействий людей в малых группах. Социально-психологические феномены: группового давления...
Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии
Методы обучения и организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Домашняя работа как фактор развития самостоятельности. Изложение материа...
Коррекционная работа по обогащению словаря учащихся на внеклассных занятиях специальных (коррекционных) школ VIII вида
Понятие и особенности умственной отсталости. Специфика развития речи умственно отсталых детей. Организация работы по обогащению словаря учащихся специ...
Опытно-экспериментальная работа по организации групповой работы на уроках русского языка в начальных классах
Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения. Роль и место групповой работы в учебной деятельности. Исследование организации групповой ра...