Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Олимпиадные задачи как средство развития интеллектуальных способностей учащихся 8-9 классов

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности развития интеллектуальных способностей подростков. Диагностика интеллектуальных способностей у учащихся 9 класса. Комплекс олимпиадных задач по программированию, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

Курсовая работа

Олимпиадные задачи как средство развития интеллектуальных способностей учащихся 8-9 классов

Выполнил: студент гр. 2 И

специальности 050202

Информатика

Сунагатов Евгений Фаритович

Руководитель:

Минаева Ольга Сергеевна

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

§1 Интеллектуальные способности. Особенности развития интеллектуальных способностей подростков

§2 Технологии развития интеллектуальных способностей подросткового возраста

Глава 2. ЗНАЧЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

§1 Диагностика интеллектуальных способностей у учащихся 9 класса

§2 Комплекс олимпиадных задач по программированию, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

интеллектуальный способность подросток

Современное образование предполагает смещение акцента в определении целей образования с усвоения знаний учащимися на развитие их личности. Передача знаний учащимся рассматривается теперь не как основная цель образования, а как средство развития учащихся. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанный с учетом основных направлений модернизации общего образования, включает в основные цели обучения информатике и ИКТ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Общие интеллектуальные способности, по мнению JI.C. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова, М. А. Холодной, В.Д. Шадрикова и других психологов, являются основой для успешного обучения и освоения любого вида деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому решение задачи развития интеллектуальных способностей учащихся в основной школе является важным условием дальнейшего совершенствования общеобразовательного процесса.

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода ( к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это необходимо проделать в подростковом возрасте.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая интеллектуальная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает интеллектуальные способности, а только эмоционально приятная. И наиболее актуальным средством, на наш взгляд, являются олимпиадные задания по программированию.

И таким образом нами были выделены следующие аспекты данной работы.

Объект: процесс развития интеллектуальных способностей.

Предмет: олимпиадные задания по программированию как средство развития интеллектуальных способностей учащихся 9 классов.

Цель: выявить роль олимпиадных задач по программированию в развитии интеллектуальных способностей на уроках информатики в 9 классе.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие

задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- конкретизировать понятия «способности», «интеллект», «интеллектуальные способности»;

- рассмотреть особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития интеллектуальных способностей подростков;

- рассмотреть технологии развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста;

- рассмотреть варианты существующих диагностик уровня интеллектуальных способностей;

- диагностировать уровень интеллектуального развития учащихся 9 классов;

- составить методические указания для использования олимпиадных задач на уроке направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов.

Гипотеза: развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс олимпиадных задач по программированию.

Методы исследования:

Анализ методической, научной, психолого-педагогической литературы;

Тестирование;

Практическая значимость: разработанный комплекс олимпиадных задач может быть использован учителем в системе занятий по информатике.

Глава I ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

Задачи главы 1:

Конкретизировать понятия «способности», «интеллект», «интеллектуальные способности»;

Рассмотреть особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития интеллектуальных способностей подростков;

Рассмотреть технологии развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста.

§1. Интеллектуальные способности. Особенности развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание подростком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.

Д. Векслер [9] под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Психолог И.А. Домашенко [3] считает, что "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

Согласно большому психологическому словарю[5]: Интеллект (англ. intelligence; от лат. intellectus - понимание, познание)

1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность;

2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме"

Проанализировав данные понятия, мы можем обобщить понятие интеллекта, которое возьмем за основу.

Интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает его мыслительную деятельность.

В свою очередь он характеризуется:

- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Для понимания понятия способности мы так же рассмотрели несколько источников.

Акимова М.К. [1] толкует способность как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обуславливающие быстроту и легкость их приобретения. В тоже время конфликтолог

Анцупов А.Я считает что Способность - психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.

Согласно педагогическому словарю Коджаспирова Г.М [8]

Способности - индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Более подходящим понятием по нашему мнению является определение Коджаспирова Г.[8]

Согласно оперируемыми понятиями мы дали толкование понятию Интеллектуальные способности.

Интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса проводились С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским, Н.Ф. Талызиной и др. Эти учёные считают, что механи...

Другие файлы:

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте. Дидактическая игра как средство развития интеллекта. Классификация игр и их влияние на р...

Развитие познавательных способностей у младших школьников через участие в интеллектуальных играх
Психолого-педагогические особенности развития познавательных способностей младших школьников. Дидактическая игра как средство развития интеллекта и ин...

Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся 7-8 классов во внеклассной деятельности по информатике
Психолого-педагогические аспекты и возможность совершенствования творческой деятельности учащихся 7-8 классов основной школы. Применение метода проект...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования компетенций учащихся в области энергосбережения
Индивидуальная проектная деятельность, как эффективный способ развития творческих способностей учащихся средних и старших классов. Использование метод...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
Проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно–познавательного направления "Живое слов...