Общая и профессиональная культура социального педагога
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Балашовский институт (филиал)
Кафедра социальной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
студентки 2 курса 522 группы
Хорошевской Евгении Петровны.
Научный руководитель
доцент кафедры социальной педагогики,
доцент И.А. Федотова
Балашов 2014
Содержание
- Введение
- Глава I. Структура общей и профессиональной культуры социального педагога
- 1.1 Общая культура - условие профессионализма социального педагога
- 1.2 Кодекс этики социального педагога
- 1.3 Профессионально значимые и личностные качества социального педагога
- Выводы по I главе
- Глава II. Становление и развитие общей и профессиональной культуры социального педагога
- 2.1 Система развития и уровни проявления культуры социального педагога
- 2.2 Пути повышения общей и профессиональной культуры социального педагога
- Выводы по II главе
- Заключение
- Список литературы
Введение
Человека характеризует общая культура, составной частью которой является педагогическая культура.
Впервые термин "педагогическая культура" появился в публикации Л.Е. Раскина в 1940 г. Этот термин не применялся ранее, так как институт социальной педагогики был возрождён только вначале в 1990-х гг.
Для выделения аспектов, характеризующих общую и профессиональную культуру социального педагога, необходимо рассмотреть их структуру. Выделяют внутреннюю и внешнюю культуру специалиста.
Внутреннюю составляющую культуры часто приравнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, которые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Человек может иметь достаточно большой объём знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Внутренняя культура человека - это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности.
Изложенное позволяет выделить основные составляющие внутренней культуры специалиста социальной сферы: внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками - индивидуально-личностный уровень; объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта; чувственное отношение специалиста к объекту. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры.
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму личность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая культуры социального педагога - это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает: внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) - личностный уровень; собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) - поведенческий уровень; проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами - практика - педагогический уровень специалиста как педагога; отношение специалиста к объекту социальной работы - уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную работу, реализовывать ее педагогические аспекты. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня - внутренней педагогической культуры.
По своей сути внутренняя культура специалиста есть накопленный им социально-педагогический опыт - составная часть работы и сложившееся отношение к нему; внешняя - индивидуальный стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней.
Сущность социальной педагогики состоит в социальном воспитании человека и его социальной защите. Это вызывает необходимость развития социальной педагогики как вида профессиональной деятельности и требует подготовки специалистов, готовых профессионально осуществить социально-педагогическую деятельность. Таким образом всё выше изложенное свидетельствует об актуальности данной темы.
культура профессиональная социальный педагог
Объект исследования: профессиональная деятельность социального педагога;
Предмет исследования: общая и профессиональная культура социального педагога.
Цель исследования: определить структуру и пути формирования общей и профессиональной культуры социального педагога.
Задачи исследования:
1) рассмотреть культуру социального педагога как условие профессионализма;
2) рассмотреть кодекс этики социального педагога;
3) выявить профессионально значимые качества социального педагога;
4) рассмотреть уровни проявления и систему развития культуры социального педагога;
5) рассмотреть пути повышения культуры социального педагога.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, синтез.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщён и систематизирован материал по заявленной проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 30 наименований.
Глава I. Структура общей и профессиональной культуры социального педагога
1.1 Общая культура - условие профессионализма социального педагога
Культура человека - это усвоенный и повседневно проявляемый им, сложившийся и признаваемый в среде жизнедеятельности опыт поведения, отношений, общения.
Профессиональная культура - часть общей культуры, представляющая усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса [10, c.247]. Она характеризуется не только нравственностью личности, но и ее эмоциональным проявлением. Нередко профессиональную культуру необоснованно отождествляют с его профессиональным мастерством. Такой подход обусловлен тем, что в профессиональном мастерстве специалиста проявляется искусство его профессиональной деятельности и умение добиваться результата.
Педагогическое мастерство складывается из уровня:
— владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;
— развития у него педагогической техники: самоуправления; вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека; культуры общения; культуры речи.
Социального педагога характеризует общая культура, составной частью которой является его педагогическая культура. Педагогическая культура социального педагога рассматривается как совокупность нравственных, профессиональных позиций, подходов, содержания, форм и методов работы, личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности.
Педагогическая культура - уровень усвоения специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности и уровень её результативности, проявляется в различных сферах общения, поведения, управленческой и воспитательной деятельности [21, c.138].
Сфера проявления педагогических качеств человека в среде жизнедеятельности более широкая, следует выделять социально-педагогическую культуру. Она представляет собой усвоенный и повседневно проявляемый человеком социальный опыт педагогической деятельности в соответствии с возрастом и сферой жизнедеятельности [20].
Социальный педагог должен владеть профессиональной культурой. Учитывая то, что эта профессиональная деятельность непосредственно связана с людьми, следует выделять педагогическую культуру специалиста. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его проявления в процессе профессиональной практики. Для социального педагога педагогическая культура имеет особое значение, так, как он работает с людьми, имеющими особые нужды, социальные проблемы. Эта категория людей особенно нуждается в человеч...
Профессиональная компетентность социального педагога
Понятие профессионализма и профессиональной компетентности педагога. Залог профессиональной успешности социального работника. Личностная характеристик...
Профессиональная компетентность педагога
Совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда. Структура профессиональной компетентности. Профессиональная идентичность и этика пе...
Работа социального педагога
Технология работы социального педагога с семьей. Современная помощь семье. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Работа социального пед...
Особенности работы социального педагога в ДОУ
Направления работы социального педагога в современных условиях. Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога. Возрастные осо...
Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе. Взаимодействие социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащих...