Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Общая и профессиональная культура социального педагога

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Общая культура - условие профессионализма социального педагога, его кодекс этики. Профессионально значимые и личностные качества социального педагога, становление и развитие его общей и профессиональной культуры. Система развития и уровни проявления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Балашовский институт (филиал)

Кафедра социальной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

студентки 2 курса 522 группы

Хорошевской Евгении Петровны.

Научный руководитель

доцент кафедры социальной педагогики,

доцент И.А. Федотова

Балашов 2014

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Структура общей и профессиональной культуры социального педагога
  • 1.1 Общая культура - условие профессионализма социального педагога
  • 1.2 Кодекс этики социального педагога
  • 1.3 Профессионально значимые и личностные качества социального педагога
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Становление и развитие общей и профессиональной культуры социального педагога
  • 2.1 Система развития и уровни проявления культуры социального педагога
  • 2.2 Пути повышения общей и профессиональной культуры социального педагога
  • Выводы по II главе
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Человека характеризует общая культура, составной частью которой является педагогическая культура.

Впервые термин "педагогическая культура" появился в публикации Л.Е. Раскина в 1940 г. Этот термин не применялся ранее, так как институт социальной педагогики был возрождён только вначале в 1990-х гг.

Для выделения аспектов, характеризующих общую и профессиональную культуру социального педагога, необходимо рассмотреть их структуру. Выделяют внутреннюю и внешнюю культуру специалиста.

Внутреннюю составляющую культуры часто приравнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, которые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Человек может иметь достаточно большой объём знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Внутренняя культура человека - это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности.

Изложенное позволяет выделить основные составляющие внутренней культуры специалиста социальной сферы: внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками - индивидуально-личностный уровень; объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта; чувственное отношение специалиста к объекту. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры.

Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму личность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.

Внешняя составляющая культуры социального педагога - это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает: внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) - личностный уровень; собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) - поведенческий уровень; проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами - практика - педагогический уровень специалиста как педагога; отношение специалиста к объекту социальной работы - уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную работу, реализовывать ее педагогические аспекты. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня - внутренней педагогической культуры.

По своей сути внутренняя культура специалиста есть накопленный им социально-педагогический опыт - составная часть работы и сложившееся отношение к нему; внешняя - индивидуальный стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней.

Сущность социальной педагогики состоит в социальном воспитании человека и его социальной защите. Это вызывает необходимость развития социальной педагогики как вида профессиональной деятельности и требует подготовки специалистов, готовых профессионально осуществить социально-педагогическую деятельность. Таким образом всё выше изложенное свидетельствует об актуальности данной темы.

культура профессиональная социальный педагог

Объект исследования: профессиональная деятельность социального педагога;

Предмет исследования: общая и профессиональная культура социального педагога.

Цель исследования: определить структуру и пути формирования общей и профессиональной культуры социального педагога.

Задачи исследования:

1) рассмотреть культуру социального педагога как условие профессионализма;

2) рассмотреть кодекс этики социального педагога;

3) выявить профессионально значимые качества социального педагога;

4) рассмотреть уровни проявления и систему развития культуры социального педагога;

5) рассмотреть пути повышения культуры социального педагога.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, синтез.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщён и систематизирован материал по заявленной проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 30 наименований.

Глава I. Структура общей и профессиональной культуры социального педагога

1.1 Общая культура - условие профессионализма социального педагога

Культура человека - это усвоенный и повседневно проявляемый им, сложившийся и признаваемый в среде жизнедеятельности опыт поведения, отношений, общения.

Профессиональная культура - часть общей культуры, представляющая усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса [10, c.247]. Она характеризуется не только нравственностью личности, но и ее эмоциональным проявлением. Нередко профессиональную культуру необоснованно отождествляют с его профессиональным мастерством. Такой подход обусловлен тем, что в профессиональном мастерстве специалиста проявляется искусство его профессиональной деятельности и умение добиваться результата.

Педагогическое мастерство складывается из уровня:

— владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;

— развития у него педагогической техники: самоуправления; вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека; культуры общения; культуры речи.

Социального педагога характеризует общая культура, составной частью которой является его педагогическая культура. Педагогическая культура социального педагога рассматривается как совокупность нравственных, профессиональных позиций, подходов, содержания, форм и методов работы, личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности.

Педагогическая культура - уровень усвоения специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности и уровень её результативности, проявляется в различных сферах общения, поведения, управленческой и воспитательной деятельности [21, c.138].

Сфера проявления педагогических качеств человека в среде жизнедеятельности более широкая, следует выделять социально-педагогическую культуру. Она представляет собой усвоенный и повседневно проявляемый человеком социальный опыт педагогической деятельности в соответствии с возрастом и сферой жизнедеятельности [20].

Социальный педагог должен владеть профессиональной культурой. Учитывая то, что эта профессиональная деятельность непосредственно связана с людьми, следует выделять педагогическую культуру специалиста. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его проявления в процессе профессиональной практики. Для социального педагога педагогическая культура имеет особое значение, так, как он работает с людьми, имеющими особые нужды, социальные проблемы. Эта категория людей особенно нуждается в человеч...

Другие файлы:

Профессиональная компетентность социального педагога
Понятие профессионализма и профессиональной компетентности педагога. Залог профессиональной успешности социального работника. Личностная характеристик...

Профессиональная компетентность педагога
Совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда. Структура профессиональной компетентности. Профессиональная идентичность и этика пе...

Работа социального педагога
Технология работы социального педагога с семьей. Современная помощь семье. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Работа социального пед...

Особенности работы социального педагога в ДОУ
Направления работы социального педагога в современных условиях. Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога. Возрастные осо...

Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе. Взаимодействие социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащих...