Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Обучение решению задач по математике в начальной школе с использованием задач сказочного содержания

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Формирование у школьников способности распознавать практические проблемы, которые можно решить с применением сюжетных задач. Примеры задач со сказочным содержанием для 1-4 классов начальной школы в соответствии с новой учебной программой по математике.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

на тему

Обучение решению задач по математике в начальной школе с использованием задач сказочного содержания

Введение

сюжетный задача математика учебный

Одной из задач обучения математике в 1-4 классах начальной школы является формирование у учеников способности распознавать практические проблемы, которые можно решить с применением математических методов. В связи с этим особенно значимая роль отведена содержательной линии «Сюжетные задачи».

Сюжетные задачи выступают важным средством:

- иллюстрации и конкретизации учебного материала; развития познавательных процессов, овладения приемами умственной деятельности;

- воспитания волевых качеств, эстетических чувств; развития умения строить суждения, строить умозаключения;

- формирования у учеников мотивации их учебной деятельности, интереса и способности к этой деятельности.

Сюжетные задачи, особенно практически сориентированные, обеспечивают связь математики с реальной жизнью ребенка, выявление учеником своей компетентности. Умение решать задачи являются показателем обучаемости и научаемости, способности к самостоятельной учебной деятельности.

Целью этой содержательной линии является формирование у учеников общего умения работать с задачей, умений решать задачи определенных типов.

В 1-м и 2-м классах формируют понятие о задаче (простой или составной), ее структурными элементами, сущности процесса решения. Основной целью являются обретение учениками общего умения решать сюжетные задачи. Начиная с 3-го класса, рассматриваются типовые задачи; главной целью выступает формирование у учеников умения решать задачи определенных типов. В 3-м и 4-м классах совершенствуется общее умение решать задачи.

Учитывая методическую целесообразность, задачи на нахождение суммы трех слагаемых рассматриваются в пределах подраздела «Простые задачи». Запись их решения выражением есть более простой для учеников, чем решение двумя действиями. Кроме этого, такие задачи в дальнейшем широко применяются для подготовки учеников к работе с задачами на раскрытие сути умножения. Сюжетные задачи подают с постепенным повышением сложности. Рассматривают также задачи с буквенными данными и геометрическим содержанием. Представление о процессе решения задачи формируется как переход от текстовой модели (текст задачи) к схематической (короткая запись, схематический рисунок), а дальше - к математической (выражение, уравнение). Процесс решения задачи предусматривает анализ ее условия, представление результатов этого анализа в виде вспомогательной модели - короткой записи (схематично, таблицей, чертежом), схематического рисунка и т.п.; поиск путей и составление плана решения задачи, создание математической модели задачи. Во время решения простых задач акцент относится на обосновании выбора арифметического действия, необходимого для ответа на вопрос задачи; во время решения составных - на аналитических или синтетических соображениях относительно поиска плана решения. Для решения сюжетных задач преимущественно избирается арифметический способ; алгебраический - вводится лишь с целью ознакомления. Решение задачи арифметическим способом записывают действиями с объяснением к каждому из них или с помощью выражения. Этим обеспечивается единство выполнения умственных действий анализа и синтеза.

В курсовой работе использованы сказочные сюжеты из пособий авторов - Беденко М. (Украина), Блинова И.В. (Россия), Жукова Л. (Россия), Максимен-ко Н.А. (Россия), Узорова О.В. (Россия), а также новые учебники по математике для 1-4 классов авторов: Александрова Э.И.(Украина), Богданович М.В. (Укра-ина), Гайштут О.Г.(Украина), Скворцова С.О. (Украина), Башмаков М.И и Нефедова М.Г (Россия).

1. Сюжетные задачи со сказочным содержанием в 1 классе

1.1 Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе

Объем изучаемого в 1-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» [25] материала для подготовки к решению сюжетных задач:

- нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0;

- понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сумма или разность чисел));

- поразрядное сложение и вычитание одно- и двухразрядных чисел в пределах 100 без перехода через разряд;

- сложение и вычитание одно- и двухразрядных чисел в пределах 20 с переходом через разряд;

- знание единиц длины (см, дм, м), веса(кг), объема(л), времени (час, день, неделя) и связи между единицами;

- знание простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, куб).

а) Простые задачи

Простые задачи на нахождение суммы, разности двух чисел; увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение; нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Задачи, которые содержат изученные величины длины, веса, емкости, стоимости, времени. Обратная задача (ознакомление).

Процесс решения задачи: ознакомление с текстом задачи, выделение из него условия и вопроса, числовых данных и искомого, объекта (объектов) задачи, моделирование описанной ситуации с помощью схематических рисунков, отбор и обоснования арифметического действия для решения задачи, запись решения, формулирование и запись ответа задачи.

1.2 Задачи со сказочными персонажами в 1 классе

1.2.1 Задачи на нахождение суммы

№1. Золушка вымыла 6 тарелок утром, а в обед - 7 тарелок. Сколько всего тарелок вымыла Золушка?

Решение

Утром - 6 (первое слагаемое)

В обед - 7 (второе слагаемое)

Всего - ? (сумма слагаемых)

6 + 7 = 13

Ответ: Всего Золушка вымыла 13 тарелок

№2. Карлсон съел 7 банок варенья, а Малыш только 2. Сколько банок варенья они съели вместе?

Решение

Карлсон - 7 (первое слагаемое)

Малыш - 2 (второе слагаемое)

Всего - ? (сумма слагаемых)

7 + 2 = 9

Ответ: Вместе Малыш и Карлсон съели 9 банок варенья

№3. Герда и Кай клеили картинки в альбом. Герда наклеила 8 картинок, а Кай наклеил 5 картинок. Сколько всего картинок в альбом они наклеили вместе?

Решение

Герда - 8 (первое слагаемое)

Кай - 5 (второе слагаемое)

Всего - ? (сумма слагаемых)

8 + 5 = 13

Ответ: Вместе Герда и Кай наклеили 13 картинок в альбом

№4. Пьеро утром сочинил 5 стихотворений, а вечером - 6 стихотворений. Сколько всего стихотворений сочинил Пьеро за день?

Решение

Утром - 5 (первое слагаемое)

Вечером - 2 (второе слагаемое)

Всего - ? (сумма слагаемых)

5 + 2 = 7

Ответ: Всего Пьеро сочинил 7 стихотворений

№5. Мальвина научила Буратино в понедельник 10 вежливым словам, а во вторник еще 7 вежливым словам. Сколько всего вежливых стов за два дня выучил Буратино?

Решение

Понедельник - 10 (первое слагаемое)

Вторник - 7 (второе слагаемое)

Всего - ? (сумма слагаемых)

10 + 7 = 17

Ответ: Всего Мальвина обучила Буратино 17 веждивым словам

1.2.2 Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

№6. Снегурочка увидела на дереве 18 птичек. 8 из них были воробьи, а остальные синички. Сколько синичек увидела Снегурочка на дереве?

Решение

Воробьи - 8 (первое слагаемое)

Синички - ? (второе слагаемое)

Всего - 18 (сумма слагаемых)

8 + ? = 18

18 - 8 =10

Проверка:

8 + 10 = 18

Ответ: На дереве Снегурочка увидела 10 синичек

№7. Незнайка решил 14 примеров. Из них 11 примеров были на сложение, а остальные на вычитание. Сколько примеров на вычитание решил Незнайка?

Решение

Сложение - 11 (первое слагаемое)

Вычитание - ? (второе слагаемое)

Всего - 14 (сумма слагаемых)

11 + ? = 14

14 - 11 =3

Проверка:

11 + 3 = 14

Ответ: Незнайка решил 3 примера на вычитание

№8. Кот Леопольд поймал 13 карасей и щук. Щук он поймал 8. Сколько карасей поймал кот Леопольд?

Решение

Щук - 8 (первое слагаемое)

Карасей - ? (второе слагаемое)

Всего - 13 (сумма слагаемых)

8 + ? = 13

13 - 8 =5

Проверка:

8 + 5 = 13

Ответ: Кот Леопольд поймал 5 карасей

1.2.3 Задачи на нахождение уменьшаемого

№9. Когда Кай составил из льдинок Снежной королеве 8 слов, ему осталось составить еще 9 слов. Сколько всего слов должен был составить Кай?

Решение

Всего -...

Другие файлы:

Решение олимпиадных задач по математике в начальной школе
Подбор комплекса олимпиадных задач по математике для детей младшего школьного возраста. Структура и виды олимпиадных задач, способы их решения. Обучен...

Обучение школьников решению составных задач
Понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики. Способы решения текстовых задач. Методика обучения решению составных задач на пропорциональное...

Обучение учащихся поиску решения задач при изучении элементов теории графов задач на факультативных занятиях в школе
Роль и основные функции задач в обучении математике. Основные понятия теории графов. Роль факультативных занятий как формы обучения математике. Методи...

Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение (младшие школьники)
Общие вопросы методики начального обучения математике. Арифметическая задача. Виды арифметических задач. Моделирование как средство формирования умени...

Методика обучения математике в начальной школе
В книге более точно и разносторонне описана методика формирования вычислительных навыков и методика работы обучению решению задач....