Образование как синтез воспитания и обучения: инновационные педагогические технологии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Мастер-класс
Образование как синтез воспитания и обучения: инновационные педагогические технологии
Педагог высшей категории
дополнительного образования
ЦТД и М «Эврика»
Мамчур Г.В.
Традиции и инновации в экологическом образовании
Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнение. Наиболее важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить… Л.К. Колдуэл.
Ключевые слова:
Инновация, инновационные педагогические технологии, экология, экологическая психология, экологическое сознание.
Современная экологическая ситуация в мире свидетельствует о том, что применение экономических и технологических мер в регулировании отношений человечества с природой несостоятельно. Требуется активное экологическое образование населения, которое должно начинаться с детства. В практике работы учреждений дополнительного образования это направление работы может быть реализовано педагогами с высоким уровнем понимания общих экологических проблем, владения специальной методикой воспитания детей, активности в решении эколого-педагогических задач. По этой причине особое значение приобретает экологическое образование педагогических работников учреждений дополнительного образования. Возникает объективная потребность в становлении новой профессиональной компетентности специалиста в области образования - эколого-педагогической компетентности.
И это сегодня возможно, только при одном условии - овладении инновационными педагогическими технологиями.
Так, напоминаем, термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» -- «в направлении изменений».
Таким образом, инновация -- это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Сегодня в качестве инвестиции мы выбираем экологическую психологию.
Экологическая психология и образование
Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие экологического просвещения. Предполагается, что если ребенок будет достаточно экологически эрудирован, то он «автоматически» окажется и экологически воспитанным. Реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении детям соответствующих знаний. Кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному пониманию ее и поведению. Взаимодействие человека с миром природы происходит на всех этапах онтогенеза. Поэтому очень важно, чтобы уже в раннем детстве дети получили достоверные знания и приобретали практические умения, направленные на доброжелательное общение с природой, что способствовало бы у них формированию экоцентрического типа сознания.
Поэтому сегодня мы работаем над созданием экологизирующей образовательной среды, т.е. способствующей формированию экологической личности в соответствии с её возрастными особенностями развития экологического сознания.
Таким образом, мы в своей работе ежедневно используем знания экологической психологи.
Экологическая психология (психология среды) -- междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды -- архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., -- экологическая психология накопила ценный фактический материал. Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы:
1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;
2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;
3) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);
4) разработка психологических средств пропаганды ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.
Экологическая психология (от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение) - психологическое направление, одним из основателей является Дж. Брунер - . Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.
Таким образом, владея знаниями о развитии субъективного отношения к природе в онтогенезе (Таблица 1), педагог может использовать новейшие технологии обучения и воспитания в областях таких наук как: "экология", "биология", "зоопсихология", "социальная экология", "экологическая социология", "экологическая психология", "экологическая психоакустика", "экопсихология развития", "экология личности", "экологическое сознание", "экологическое восприятие", "экологическая этика" и т. д. и т. п., для достижения максимального эффекта по снижению влияния экологического кризиса.
инновационный педагогический экологический психология
Таблица 1
Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе (С.Д. Дерябо)
Дошкольный возраст |
С.Д. Дерябо рассматривает субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Дошкольник считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, он не различает границы между «человеческим» и «не-человеческим», что является прямым следствием эгоцентризма дошкольника. Следующая характерная черта мышления дошкольника - артификализм - представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Данная особенность приводит к формированию у дошкольников прагматического характера модальности отношения к природе. Характер взаимодействия дошкольников с природными объектами зависит от уровня развития у них познавательной сферы. Несмотря на то, что у дошкольника преобладает когнитивный компонент отношения к природе, взрослые навязывают своим примером перцептивно-аффективный компонент. Однако говорить о сформированности перцептивно-аффективного компонент рано, т.к. развитие этого компонента требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже. Практический и поступочный компонент отношения к природе у дошкольников также сформированы достаточно низко. |
|
Младший школьный возраст |
В младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. Преодолевая эгоцентризм в процессе социализации, ребенок уже перестает считать природные объекты субъектами, наделенными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы «человеческого» и «не-человеческого». В этом возрасте антропоморфизм дошкольнико...
Другие файлы:
Инновационные технологии в обучении географии Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций Педагогические технологии Содержание образовательно-воспитательного процесса, педагогические и психологические аспекты обучения Инновационные педагогические технологии |