Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Обновление содержания образования в контексте ценностей компетентностного подхода

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Обсуждение образования и нравственно-духовного воспитания, развитие и становление граждан Республики Казахстан и динамика стратегий развития образования в мировом сообществе. Устаревшая методология содержания образования в настоящее время в Казахстане.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Проректор по учебной и научно-методической работе Карагандинского института повышения квалификации государственных служащих и работников образования

Обновление содержания образования в контексте ценностей компетентностного подхода

Т.К. Кудайбердиев

The article is devoted to the development of Kazakhstan education strategy. It is focused on social and personal development of pupils. Competence approach to organization and content of education it is a new adequate approach to the new strategy. It is analyzing the reasons of discrepancies Kazakhstan education with international requirements. In is suggesting mechanisms of work systematic by updating education content.

Ма?ала ?аза?станды? білім беруді дамыту стратегияларына арнал?ан. Ол о?ушыны? ?леуметтік ж?не т?л?алы? дамуына ба?ыттал?ан. Білім беруді? мазм?нын ?йымдастыруды? ??зіреттілік т?сілі - б?л жа?а стратегия?а жа?а т?сіл. Сонымен ?атар ?аза?станды? білім беруді? халы?аралы? талаптар?а с?йкессіздік себептері таладанады. Білім беру мазм?нын жа?арту бойынша ж?мысты ж?йелендіру механизмдері ?сынылады.

Уважаемые коллеги! Разрешите предложить для обсуждения несколько идей, связывающих обновление содержания образования и нравственно-духовное воспитание, развитие и становление гражданина Республики Казахстан.

Предлагаю начать обсуждение с анализа Государственной программы развития образования Республики на 2011-2020 годы как организационной основы государственной политики в сфере образования, регламентирующей изменения, в том числе и в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания.

Программная цель развития образования в Республике Казахстан - формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны.

Задача развития образования - осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования.

В соответствии с государственной программой развития образования планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе. Смена образовательных стандартов связывается, прежде всего, с разработкой нового содержания образования. Основой, которого станет - создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации. Государственный стандарт будет ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. К 2014 году будет разработана и апробирована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп» по направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое. А к 2015 году будет сформирована база тестовых заданий, ориентированных на выявление уровня сформированности компетенций обучающихся.

На Слайде №1 показана динамика стратегий развития образования в мировом сообществе. Если сопоставить их с целями и задачами государственной программы развития образования, то можно сделать вывод, что Республика выбрала вторую и третью стратегии, в соответствии с которыми миссия образования и школы - общество, социальная эффективность, компетенции, ребёнок и личностное развитие.

Эти стратегии развития образования означают, что в эпоху реформирования общества или его модернизации главной функцией образования, нравственно-духовного воспитания, развития и становления гражданина становится функция обновления культуры. Судите сами, стратегии социального и личностного развития, выбранные нами - это новая концептуальная идея, с необходимостью требующая обновления культуры. И чем больше модернизируется общество, тем большую роль в обновлении его культуры играет образование, ориентированное на социальное и личностное развитие, то есть развитие «человеческого капитала», способного к освоению и продвижению процессов модернизации.

образование компетентностный подход казахстан

Благодаря личностному и социальному развитию учащиеся научатся определять, пересматривать и оценивать ценности общества и личностные ценности, поймут, что они влияют на мысли и действия. Они научатся принимать возрастающую ответственность за свою жизнь; у них появится положительное отношение к другим людям и их нуждам; они смогут эффективно участвовать в жизни общества. Достижение этих целей потребует от учащихся развития знания и понимания себя как личности, других людей и их ближайшего окружения и более широкого мира. Они так же выработают умения, которые позволят им проявлять заботу о своих личных потребностях, оценивать свои собственные способности, работать самостоятельно, а также в коллективе, и принимать решения. Другими словами говоря, акцент будет ставиться не на освоение определённого содержания учебного плана, а на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества.

Это предполагаемые результаты реализации новых стратегий развития казахстанского образования.

Сегодня же образование Республики всё ещё базируется на устаревшей методологии и принципах отбора содержания образования. Мы до сих пор реализуем предметную или дисциплинарную модель содержания образования, ориентированную на знания. Именно она является причиной информационной перегрузки, снижения мотивации учения и ухудшения здоровья учащихся. Обучение по данной модели ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

Подтверждением тому результаты выборочного анализа учебников для основной школы. Анализировались вопросы и задания, включённые в эти учебники. Анализ показал, что из всех вопросов и заданий:

- 83,2% - было направлено на воспроизведение изученного материала;

- 76,7% - на усвоение содержания текста параграфа;

- 29,4% - на формирование практических предметных умений;

- 8,4% - на развитие речи;

- 4,8% - на формирование личностного отношения к содержанию текста;

- 3,3% - на установление меж предметных связей;

- 0,6% - на формирование умения работать с книгой;

- 0,2% - на формирование умения пользоваться дополнительными источниками информации.

Само же содержание образования представляет собой набор определенных образовательных областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой, а главное, не учитывают, во-первых, специфику возраста, во-вторых - современную ситуацию в социальном развитии Республики, в-третьих - не адекватны ценностям, целям-результатам инновационной стратегии развития казахстанского образования.

Уважаемые коллеги! В прошлом 2010 году наша Республика впервые приняла участие в новой программе международных исследований (PISA). В этой программе нашли отражение значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др. Одна из основных целей данного исследования - оценка способности молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества.

Результаты данного исследования ещё не опубликованы. Но целевой индикатор государственной программы - результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международном сравнительном исследовании по программе PISA в 2020 году - 40-45 место - говорит сам за себя.

Кроме того, ещё раньше нашим институтом была проведена пробная диагностика функциональной грамотности учащихся г. Караганды (Таблица №1).

Хотелось бы отметить, что подобные исследования мы проводим ежегодно и в разных типах организаций образования: в отдалённых сельских школах и специализированных школах для одарённых детей. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что низкий уровень функциональной грамотности наших учащихся не только сохраняется, но и углубляется, увеличивается.

Результаты вызывают тревогу, свидетельствуя о том, что сегодня наши школы не обеспечивают достаточную готовность учащихся к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям.

Возможные причины, которые могли повлиять на эти результаты (конечно, они требуют дополнительного изучения):

1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.

2. Перегруженность программ и учебников учебными материалами.

3. Недостаточное внимание к формированию обще учебных умений.

4. Доминирующая ориентация образовательного процесса в наших школах на требования ЕНТ.

Эффективность же существующей системы образования снижается из-за следующих факторов:

Другие файлы:

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения школьному курсу информатики на основе применения кейс-метода
Концепция модернизации образования и формирование ключевых компетенций, определяющих качество образования. Принципы и требования к организации обучени...

Методология развития компетентностного подхода в условиях двуязычной подготовки студентов специальности "Управление качеством"
Понятия "компетентность" и "компетенция", их классификация. История становления и философия компетентностного подхода в образовании. Реализация компет...

Реализация компетентностного подхода на уроках истории
Содержание и основные проблемы компетентностного подхода. Характеристика познавательных способностей учащихся. Построение образовательной программы по...

Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов
Характеристика компетентностного подхода организации внеучебной деятельности учителя. Анализ возрастного развития первоклассников. Рекомендации по реа...

Инварианты профессионализма: проблемы формирования
Проанализированы трудности и противоречия на пути реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования. Сформулирована и решен...