Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

О магистратуре как высшей ступени образования и актуальности иностранного языка в современной ее структуре

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Предпосылки создания и основные идеи Болонского процесса, этапы внедрения его принципов в российское образование. Преимущества многоуровневой системы образования и разработка их программ. Значение знания иностранных языков для выпускников магистратуры.
Краткое сожержание материала:

О магистратуре как высшей ступени образования и актуальности иностранного языка в современной ее структуре

Учебный 2009/2010 год учебный год пройдет под знаком Болонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европу в единое образовательное пространство. А с 1 сентября этого года в него вошла и Россия [1].

Болонский процесс задумывался в конце прошлого века как ответ на вызовы глобализации в сфере образования. Сложившееся к тому времени в Европе единое экономическое, финансовое и политическое пространство требовало также образовательной унификации. Ведь если человек родился и окончил школу в одной стране, получил диплом в другой, а нашел работу в третьей, понять, чего стоят его квалификации, можно, лишь научившись сравнивать их с теми, что получены претендентами из прочих частей объединенной Европы. А для этого надо не только признавать дипломы и сертификаты друг друга, но и сопоставлять учебные программы и курсы, изучаемые в рамках одной специальности в разных странах.

Характерной чертой нашего времени являются активно протекающие во всех сферах общественной жизни интеграционные процессы. Важным направлением современной интеграции - отмена социально-культурных и образовательных барьеров, сближение систем образования и стремление России к мировым стандартам и эквивалентности высшего образования.

В современном мире в соответствии с европейскими стандартами магистратура - это второй уровень высшего образования. По установленному порядку для зачисления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста (в России), бакалавра или магистра по другой специальности. После перехода российских вузов на двухуровневую систему обучения выпускникам присваиваются степени бакалавра или магистра. Бакалавриат и магистратура это самостоятельные уровни высшего образования. Для получения степени бакалавра потребуется четыре года учебы в вузе, степени магистра - шесть лет. При этом для продолжения обучения в магистратуре студенту необходимо сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования.

Вместе с тем пока сохраняется еще одна ступень высшего образования - специалист, срок обучения которой составляет пять лет.

Магистратура - это, прежде всего, научная школа, призванная подготовить выпускников к научным исследованиям, вооружить их современной методологией и методикой научного познания. Магистратуру не имеет смысла открывать там, где нет науки. Слушателям магистратуры учебный план позволяет сознательно выбирать базовые и элективные курсы, ориентироваться в логике изучения учебного материала, производить выбор нужных дисциплин, самостоятельно определять траектории своего обучения.

Сегодня в России около 140 вузов открыли программы для магистрантов. В Москве их сегодня около 30, в Санкт-Петербурге - более 15. И все же такая система остается новшеством для современной России.

Каковы же преимущества данной многоуровневой системы образования?

· У магистратуры есть и одна из важных функций - принимать в свои ряды взрослых людей, стремящихся получить второе (или более) образование.

· Магистратура способна выработать у выпускника вуза универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшего образования в магистратуре больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени нацелены на потребности компаний-работодателей. Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции, согласно определенной специализации.

· Для серьезного российского вуза магистратура - это возможность передать студенту знания, которые не были включены (по той или иной причине) в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.

· Магистратура позволяет сделать плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость.

· Одно из известных преимуществ магистратуры - учет индивидуальных потребностей студентов. Студенты-магистранты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важнее, определять индивидуальную траекторию обучения. Она определяется самим магистрантом совместно с его руководителем.

· Обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской диссертации. В дальнейшем (примерно за год-полтора после окончания) выпускник при желании и должном трудолюбии вполне может свою выпускную работу довести до уровня кандидатского исследования.

· Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию.

Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Выпускник магистратуры - это профессионал в выбранной специализации, более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр или специалист. Специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, а что еще более важно - готовы транслировать их другим лицам.

Но как бы ни была эта система удобна и привлекательна (например, взаимное признание дипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию в целом), относительно нашей страны с ее особенностями на сегодняшний день она имеет и большие минусы [1], которые можно свести к следующему:

· Во-первых, в России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системы образования, прежде всего, имеется в виду бакалавриат. Мы привыкли, что полноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5-6 лет. Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются специалистами с неполным высшим образованием и не могут найти работу.

· Во-вторых, болонская система предполагает единую степень доктора наук. Однако согласно научной табели о рангах в России эта степень соответствует кандидату наук, а российский доктор - ученый гораздо более высокого уровня.

· В-третьих, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты, что не совсем отражает суть данной структуры. Поэтому сегодня в магистратуру идут в первую очередь не устроившиеся нигде бакалавры, которые заведомо обладают меньшей профессиональной подготовкой, чем сегодняшние специалисты, а это в свою очередь в будущем вызовет еще большие нарекания по качеству подготовки в высшей школе.

«В связи с этим, ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов» [2].

· В-четвертых, при переходе на двухуровневую систему очень важна также академическая мобильность. Студент не должен «вариться в одном соку», он должен поучиться в разных университетах. В Болонском процессе это очень важный элемент: студент выбирает несколько вузов, чтобы год поучиться в одном, затем год - в другом и т.д., набирая при этом опыт различных школ. В Европе это часто практикуется. В нашей стране пока, к сожалению, академическая мобильность нулевая. По мнению специалистов, идея разделения уровней обучения заключается в том, что человек должен иметь более свободную траекторию образования, чтобы, получив базовое образование в одном месте, продолжить его в другом.

Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только в вузах одного региона, но и по всей России. Что же касается обучения российского магистранта за рубежом, то пока эта перспектива остается под вопросом и первое препятствие тому - иностранный язык. Второе - безусловно - деньги, но это не является предметом обсуждения данной статьи.

С учетом выше сказанного, нельзя не упомянуть о преимуществах знания специалистами иностранного языка, и в первую очередь, английского языка как ставшего международным (особенно для специалистов сферы туризма) поскольку большинство ученых из разных стран, работающих над одним общим проектом, используют при обсуждении и решении своих задач, как правило, именно английский язык.

Современные тенденции образования, развитие новых коммуникативных систем, стремительное развитие интернет, международные проекты, осваивающие новые экономические и географические просторы - все эти отрасли и направления уже давно не просят, а требуют от своих сотрудников и претендентов на работу четких и стабильных знаний не только английского, но и испанского, немецкого, французского.

Студенты магистратуры, владеющие иностранными языками, имеют большие привилегии в отличие от их коллег, которые не знают языка. Есть масса примеров тому, что в московских вузах студенты-магистранты имеют возможность в течение одного семестра учиться в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании и прочих европейских стран. Невозможно не согл...

Другие файлы:

О магистратуре как высшей ступени образования и актуальности иностранного языка в современной ее структуре
Учебный 2009/2010 год учебный год пройдет под знаком Болонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европу в единое образоват...

Система образования в Республике Казахстан
Цели системы образования в Казахстане. Профессиональные учебные программы послесреднего образования. Подготовка кадров в магистратуре. Контроль качест...

Методика работы над проектом на уроке иностранного языка (старшая ступень обучения)
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повыш...

Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного
В книге рассматриваются вопросы, вскрывающие связи и отношения между языком и обслуживаемой им культурой; показаны конкретные и методически эффективны...

Настольная книга преподавателя иностранного языка
Содержит методические рекомендации по организации занятий в разных формах обучения в системе непрерывного образования, обучению произношению, лексике...