Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе
Краткое сожержание материала:
«Некоторые вопросы социальной экологии в школе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1 Общая экология
1.2 Социальная экология
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЕ: “ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО”
ГЛАВА III. ИГРА “ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ”
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время появилось множество учебников по экологии для средней школы, лицеев и гимназий. В школах нашей республики основными учебными пособиями по данной дисциплине являются два - «Основы экологии» под редакцией Черновой Нины Михайловны (Ею также написан Вузовский учебник по экологии для студентов педагогических университетов.) и «Основы экологии» по редакцией Е.А. Криксунова.
Необходимо отметить, что предмет «Экология» не является основным курсом, а рассматривается в рамках общей биологии 10-11 классов, иногда только в 11 классе. В профилирующих классах гимназий и лицеев дело обстоит несколько лучше. На усмотрение администрации данная дисциплина (хотя как дополнительная) рассматривается с объемом в 32-34 часа в год [35, 21]. Такое количество часов на изучение этого спецкурса, на наш взгляд, является недостаточным.
С учетом временных лимитов на данную дисциплину мы предлагаем в настоящей дипломной работе методические наработки по некоторым вопросам раздела социальной экологии.
В ходе выполнения данной работы перед нами были поставлены следующие задачи:
обозначить проблемные вопросы в разделе «Социальная экология»;
предложить методическую разработку урока на тему: «Человек как биосоциальное существо»;
провести урок в одном из 11 классов средней школы по данной теме.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1 Общая экология
Содержание учебника «Основы экологии» (Чернова и др., 2000) поделено на два основных раздела - Часть 1. Общая экология и Часть 2. Социальная экология.
Центральное место в первой части занимает факториальная экология. Значительная часть раздела также приходится на главы «Сообщества и популяции» и «Экосистемы» [35]. Ниже мы приводим краткое содержание курса «Общая экология» в школе.
Основы экологии. Факторы среды
Живые организмы и их неживое окружение неразрывно связны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую их среду в сложные экологические системы [8].
Предмет экологии. Экология (от греч. «ойкос» -- жилище, убежище и «логос» -- наука) -- это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экология занимается отдельными особями, популяциями (состоящими из особей одного вида), сообществами (состоящими из популяций) и экосистемами (включающими сообщества и окружающую их среду). Экологи изучают, как среда влияет на живые организмы и как организмы воздействуют на среду. Исследуя популяции, экологи решают вопросы об отдельных видах, об устойчивых изменениях в колебаниях численности популяций. При изучении сообществ рассматривается их состав или структура, а также прохождение через сообщества энергии и вещества, то есть то, что называется функционированием сообществ.
Экология занимает значительное место среди других биологических дисциплин и связана с генетикой, эволюционным учением, этологией (наука о поведении), физиологией [16].
Самая тесная связь существует между экологией и теорией эволюции. Благодаря естественному отбору в процессе исторического развития органического мира оставались лишь те виды, популяции и сообщества, которые в борьбе за существование выживали и приспосабливались к меняющейся среде обитания. Понятие «экология» распространено очень широко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из членов общества [17].
Экология, понимаемая как качество окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в социальную жизнь, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и зависит от политики [12, 28].
В обществе растет беспокойство по поводу ухудшающегося состояния окружающей среды и начинает формироваться чувство ответственности за состояние природных систем Земли. Экологическое мышление, то есть анализ всех принимаемых хозяйственных решений с точки зрения сохранения и улучшения качества окружающей среды, стало абсолютно необходимым при разработке любых проектов освоения и преобразования территорий [11].
Экологические факторы. Природа, в которой обитает живой организм, является средой его обитания. Окружающие условия многообразны и изменчивы. Не все факторы среды с одинаковой силой воздействуют на живые организмы. Одни могут быть необходимы для организмов, другие, наоборот, вредны; есть такие, которые вообще безразличны для них. Факторы, среды, которые воздействуют на организм, называют экологическими факторами [3].
По происхождению и характеру действия все экологические факторы разделяют на абиотические, то есть факторы неорганической (неживой) среды, и биотические, связанные с влиянием живых существ (табл. 1). Эти факторы подразделяют на ряд частных факторов [23].
Таблица 1 Экологические факторы
Факторы |
||
абиотические |
биотические |
|
Свет, температура, влага, ветер, воздух, давление, течения, долгота дня и т.д.Механический состав почвы, ее проницаемость, влагоемкость.Содержание в почве или воде элементов питания, газовый состав, соленость воды, естественный фон радиоактивности |
Влияние растений на других членов биоценозаВлияние животных на других членов биоценозаАнтропогенные факторы, возникающие в результате деятельности человека, например выбросы тяжелых металлов, радионуклидов |
Биологический оптимум. Часто в природе бывает так, что одни экологические факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие (например, азот) -- в недостаточных количествах. Факторы, снижающие жизнеспособность организма, называют ограничивающими. Например, ручьевая форель живет в воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л. При содержании в воде кислорода менее 1,6 мг/л форель гибнет. Кислород -- ограничивающий фактор для форели [37].
Ограничивающим фактором может быть не только его недостаток, но и избыток. Тепло, например, необходимо всем растениям. Однако если продолжительное время летом стоит высокая температура, то растения даже при увлажненной почве могут пострадать из-за ожогов листьев. Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста, развития и размножения. Наилучшее сочетание условии называют биологическим оптимумом.
Выявление биологического оптимума, знание закономерностей взаимодействия экологических факторов имеют большое практическое значение. Умело поддерживая оптимальные условия жизнедеятельности сельскохозяйственных растений и животных, можно повышать их продуктивность [25].
Приспособленность организмов к среде обитания. В процессе эволюции организмы приспособились к конкретным условиям среды обитания. У них выработались специальные приспособления, позволяющие избежать или преодолеть действие неблагоприятного фактора. Например, растения пустыни могут переносить длительную засуху, так как они обладают различными приспособлениями к добыванию воды и уменьшению испарения. Одни растения имеют глубокие и разветвленные корневые системы, более эффективно поглощающие воду, другие (например, кактусы) -- накапливают воду в тканях. У некоторых растений листья имеют восковой налет и поэтому меньше испаряют влагу. В сухой сезон многие растения уменьшают листовую поверхность, а отдельные кустарники сбрасывают все листья и даже целые ветки. Чем мельче листья, тем меньше испарение и тем меньше надо воды, чтобы выжить в жару и засуху [17].
Характерная черта приспособлений организмов -- поселение в такой среде, где условия для жизнедеятельности ближе всего к их биологическому оптимуму. Организмы всегда приспосабливаются ко всему комплексу экологических факторов, а не к одному какому-либо фактору [19].
1.2 Социальная экология
Только на основе глубокого и всестороннего понимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное, оптимальное их регулирование. А это необходимо для того, чтобы не допустить кризиса и саморазрушения, обеспечить устойчи...
Экология и социальная реклама
Проблемы современной цивилизации. Проблема экологии в социальной рекламе. Оценка эффективности воздействия социальной рекламы. Виды социальной рекламы...
Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе
В настоящее время появилось множество учебников по экологии для средней школы, лицеев и гимназий. В школах нашей республики основными учебными пособия...
Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе
Анализ теоретических вопросов школьного краеведения и характеристика основных методов и форм осуществления краеведческого подхода в преподавании эколо...
Основы экологии животных
Разбираются основные вопросы экологии животных как предмет и метод экологии, отношение ее к смежным наукам, учение о действии на животное факторов сре...
Материалы для изучения курса общей экологии с основами средоведения и экологии человека
Учебное пособие содержит комплекс учебных и методических материалов, необходимых для изучения курса общей экологии. Пособие построено в соответствии с...