Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Научно-исследовательская деятельность ВУза

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Основная цель научно-исследовательской деятельности ВУЗов. Характеристика и основные направления научной деятельности Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. Введение хозрасчетной системы при пользовании инфраструктурой.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗ

2. О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (на примере Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современная образовательная система претерпевает значительные изменения в условиях активных социальных и демографических процессов в российском обществе. Усиление борьбы за потенциальных пользователей образовательными услугами, конкуренция среди образовательных учреждений, жесткие аттестационные показатели, определяющие статус вуза, - все это составляет реалии сегодняшней высшей школы.

Новый подход к стратегии развития образования, отвечающий перспективам постиндустриальной цивилизации, определяется перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. В условиях экономики, основанной на знаниях, наука превращается в крупную и самостоятельную отрасль экономики и в качестве инновационной составляющей начинает пронизывать всю профессиональную деятельность каждого специалиста (из Постановления Совета Российского союза ректоров «О мерах по развитию высшего образования» от 23.12.2003 № 1).

В таких условиях залогом успешного развития вуза может стать хорошо организованная научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава, привлечение в научную сферу студентов и аспирантов, осуществление на практике интеграции науки и образования, сочетание фундаментальных и прикладных исследований в рамках научных школ вуза с современными тенденциями образования.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗ

1.1. Основная цель научно-исследовательской деятельности вузов состоит в развитии и поддержке научных исследований как основы фундаментализации образования, как базы подготовки работников квалифицированного труда в соответствии с потребностями государства и общества.

1.2. К основным задачам вузов в области научно-исследовательской деятельности можно отнести:

* развитие науки и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;

* приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научно-педагогических коллективов на важнейших направлениях науки и техники;

* обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;

* исследование и разработку теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования, усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, на сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;

* эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;

* развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования вузовских разработок в производстве;

* развитие инновационной деятельности с целью создания и освоения новых или усовершенствованных продукции, технологического процесса, услуги или нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах, обновления продукции, услуг и производства;

* совершенствование управления в области создания и коммерци-ализации интеллектуальной собственности, а также стимулирование процессов создания и использования объектов интеллектуальной собственности путем формирования эффективной политики вуза в области интеллектуальной собственности как организующего и интенсифициру-ющего факторов научной, научно-технической и инновационной деятель-ности и выхода научных коллективов на мировой рынок высокотехноло-гичной продукции, обеспечивающей баланс правовых и имущественных интересов субъектов научной деятельности в отношении получаемых ими результатов;

* расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;

* создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;

* привлечение в вузовский сектор науки дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств.

* совершенствование системы стимулирования преподавателей, сотрудников и подразделений за повышение научных показателей с учетом новых требований.

* создание и пополнение электронной базы научных достижений сотрудников университета.

* создание и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в научный и образовательный процесс университета путем расширения поощрительных механизмов.

2. О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (на примере Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина)

Сразу отметим, что вуз без науки, как и преподаватель вуза, не занимающийся научно-исследовательской работой, ? это нонсенс и несовместимо ни со статусом вуза, ни со статусом вузовского преподавателя. Научную работу преподавателя надо рассматривать как его инвестиции в человеческий и социальный капитал, отдача от которых может быть реализована им и в других областях деятельности, в частности, педагогической. Поэтому разговор пойдёт не о важности и значимости научно исследовательской работы в вузе, а о том, как организовать её в вузе и какие условия должны быть созданы, чтобы каждый преподаватель (сотрудник, аспирант, студент) могли бы заниматься научно-исследовательской деятельностью; на что должна быть направлена политика администрации вуза, чтобы стимулировать преподавателей инвестировать в собственный человеческий и социальный (репутация) капитал; как создать в вузе творческую, созидательную атмосферу и как обеспечить защиту и охрану авторских и других прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В последние годы некоторые руководители научную деятельность вуза оценивают только по объёму выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выигранным грантами или заключенными вузом хозяйственными договорами с промышленностью (бизнесом). Но научная деятельность в вузе не ограничивается только выполнением НИОКР. Для вуза это более широкое понятие.

Научная деятельность в вузе, как принято считать в вузовском сообществе, включает:

1) классическую научно-исследовательскую работу, состоящую из фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок;

2) подготовку и разработку новых учебных курсов и соответствующих учебно-методических материалов;

3) оказание консультативной помощи представителям промышленности;

4) подготовку научно-педагогических кадров и их аттестацию. И, конечно, в вузе постоянно помнят о том, что выполненную научную работу надо не только эффективно реализовать в промышленности (бизнесе), но и как можно быстрее передать её результаты в учебный процесс, донести до студентов и своих коллег.

Во все времена для технического вуза главной задачей являлось углубление сотрудничества и стратегического партнерства с бизнесом (отраслью) как в области подготовки кадров, так и в выполнении по его заказам научных исследований.

Произошедшие в последние годы в стране изменения, ослабление внимания государства и бизнеса к насущным проблема высшего образования, хроническое недофинансирование вузовской науки существенно повлияли на состояние научной деятельности в высшей школе. Произошло значительное старение научно-педагогических коллективов вузов, да и сегодня всё ещё продолжается «отток» с кафедр научных сотрудников. Значительная часть экспериментального оборудования устарела. Отдельные лаборатории, оснащенные современнейшим научным оборудованием за счет выигранных в последние годы конкурсов, работают неритмично, так как практически некому его квалифицированно обслуживать. По разным причинам ушли из высшей школы носители многих уникальных технологий. К сожалению, некоторые научные школы держатся исключительно на ученых старшего поколения. Всё это привело к полному исчезновению на ряде кафедр, как раньше было принято говорить, «скамейки запасных» (со всеми вытекающими последствиями), к отрыву части преподавателей от современного уровня научных исследований.

В то же время вузовская наука по сравнению с отраслевой, да и академической наукой, имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, благодаря участию в ней студентов и аспирантов и практически бесплатному использованию при выполнении работ разветвленной инфраструктуры вуза ? она дешевле и выгодней, и, во-вторых, в связи с наличием на кафедрах специалистов различных научных направлений и специальностей и имеющейся возможностью привлекать их к выполнению научных работ - она очень подвижна и может комплексно решать проблемы отрасли.

Вспомните проблемные...

Другие файлы:

Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе. Формирование готовности студентов ВУЗа к...

Научно-исследовательская деятельность учителей в России в начале ХХ века
Развитие системы народного просвещения в царской России во второй половине XIX века. Высокий уровень психолого-педагогической подготовки учителей наро...

Научно-исследовательская работа школьников в РБ
Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей. Турнир юных математиков, научно-исследовательские конференции и семинары. М...

Научно-методическая деятельность в ВУЗе
Система управления института. Построение учебной деятельности, материально-техническая база. Оценка условий образовательного процесса. Научно-исследов...

Формирование познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность
Научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес...