Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики. Идеи и принципы умственного развития дагестанцев. Целостность содержания народного воспитания. Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

2. Целостность содержания народного воспитания

3. Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Темой исследования является применение методов и содержания народной педагогики в работе социальной педагогики. Актуальность темы определена повышением этнопедагогического фактора в общей организации педагогической, психологической и социальной работы. Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, -- одним словом, во всей полноте его жизни”.

Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Задача педагогов построить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими факторами.

К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов -- новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Настоящее исследование выполнено на материале народной педагогики дагестанских народов.

Цель исследования - оценить возможности и перспективы применения этнопедагогического опыта в организации педагогической и социальной работе в Республике Дагестан, в первую очередь в сельских школах (в работе приводятся примеры, имеющие отношение именно к сельским школам). Задачи работы в соответствии с этой целью поставлены следующие:

1. Анализ исторических условий становления и развития народной педагогики в республике

2. Анализ содержания и методов народной педагогики

3. Характеристика современного состояния практического применения методов народной педагогики в дагестанских школах.

Соответственно этим трём задачам работа состоит из трёх глав.

Для выполнения работы использованы преимущественно дагестанские источники. Наиболее значительные из них - «Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека» (автор А.К.Алиев) и «Народная педагогика Дагестана» (автор Ш.А.Мирзоев). Остальные источники посвящены какой-либо одной из сторон народной педагогики Дагестана - патриотическому воспитанию (З.Т. Гасанов), художественным традициям (З. М. Магомедова) и т.п. Исторические и этнографические сведения приведены по монографии Г.Д. Даниялова «Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России».

1. Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека, а также обычаи народностей Дагестана своими корнями уходят в глубокую древность. Сегодня есть верные сведения о том, что в каменном веке в различных точках Дагестана (Буйнакск, Чох, Ругуджа, Тарнаир, Геджух) функционировали «специальные мастерские по выделке каменных орудий», где «среди материалов имелись плоские топоры, отбойники, молотовидные и клиновидные орудия, посредством которых человек мог уже строить себе жилище и обрабатывать землю» Даниялов Г. Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 - С.32. Эти и другие археологические находки, относящиеся к эпохам меди, бронзы, раннего железа и к более поздним периодам развития, говорят о стремительном формировании созидательной мысли, опыта и культуры у народов древнего Дагестана. Естественно, ведущей нитью в развитии могло быть только самосовершенствование наших предков, накопление, обогащение и передача ими положительного опыта последующему поколению.

Что касается воспитания, то в условиях первобытного общества, как везде, так и в Дагестане, оно ограничивалось простым усвоением житейских правил, передачей жизненного практического опыта старшего поколения младшему. Знания, навыки и взгляды, связанные с воспитанием, были ограниченными.

Под влиянием географических, исторических и социально-экономических условий развития общества суть и содержание воспитания претерпевали изменения.

Народы Дагестана жили в нелегких условиях. Еще тысячу лет назад (в X веке) арабский ученый и путешественник Аль-Масуди, попав в удивительную страну (Грузию и Дагестан), писал, что страну эту населяют семьдесят племен и народов, у каждого племени -- свои обычаи, своя речь, свой царь. В этих горах есть долины, ущелья и лощины, населенные народами, не имеющими связи между собой по причине суровости местности». По своему естественно-географическому положению Дагестан всегда был, да и считается сейчас самой суровой и труднодоступной частью Кавказа, Как отмечает Г.-А. Д. Даниялов, «...дагестанские горы не создавали условий для легкой, обеспеченной жизни. Земельная теснота, невозможность удовлетворить элементарные жизненные потребности обрекали население области, особенно ее горной части, на полуголодное существование. На суровых бесплодных склонах каждая горсть зерна добывалась тяжелым, упорным трудом, каждый кувшин воды стоил больших усилий. Жизнь давалась неустанным трудом, который вырабатывал у населения силу, твердость, настойчивость и умение переносить лишения» Даниялов Г. Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 - С.37.

Суровые климатические условия гор, крайняя ограниченность земельных угодий привели к возникновению и развитию домашних промыслов, где в процессе труда решались задачи не только профессионального обучения, но и воспитания. Детей с малых лет учили: в плоскостных районах -- изготовлению шерстяных и шелковых тканей, в предгорье -- ковроделию и производству орудий из дерева, в горной части - изготовлению изделий из шерсти, золотых и гончарных изделий, выделке кожи и т. д. Большим тормозом в народном воспитании на протяжении веков было господство таких реакционных обычаев, как неравноправное положение женщины в обществе, взгляд на дочь как на будущего члена другой семьи, продажа девушек за калым, беспрекословная покорность имущим и старшим, запугивание детей «джинами», «шайтанами», применение вредных методов воспитания (физических наказаний, побоев, окрика, угроз, проклятий), недостаточное участие отцов в воспитании и уходе за малолетними детьми, запрет на искусство изображения человека, покорность судьбе и другое.

Однако ни нашествие внешних врагов, ни угнетение, ни реакционное влияние господ не смогли препятствовать рождению народной, человечной по своей сути педагогической мысли. Напротив, лишения вынуждали малочисленные народы формировать в себе высокие нравственные качества. Как верно подметил академик Г. Н. Волков: «Одно дело цель воспитания детей трудящихся, ставившаяся господствующими классами, и педагогические устремления их представителей, другое дело -- реализация этой цели и результат организованной господствующими классами «воспитательной деятельности». Трудящиеся никогда не оставались только пассивными созерцателями воспитания их детей. Порою самовоспитание народа оказывалось более эффективным, чем организованное господствующими классами воспитание».

Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций, а также изучение материалов по истории Дагестана, позволяют утверждать, что за много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный, творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека. У дагестанцев сложились свои представления о жизненно важных знаниях, умениях и навыках, о физической закалке, о труде и любви к природе и т. д. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Даггиз, 1998. - С.52

Выдающимся качествам горцев удивлялись многие. Весьм...

Другие файлы:

Народная педагогика
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «восп...

Различные источники педагогической информации
Общее понятие о педагогических источниках информации, их свойства и функции. Характеристика письменных информационных источников, источники из окружаю...

О социально-педагогической работе с детьми
Развитие социальной педагогики на современном этапе. Роль социального педагога в работе с детьми. Отсутствие профессионально подготовленных кадров, ор...

Роль менеджмента в социально-педагогической работе
Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента. Особенности организации работы социально-педагогической работы в школе и система деятел...

Вопросы истории школы и педагогической мысли народов Дагестана на страницах периодической печати
Теоретические аспекты решения проблемы истории просвещения горских народов. Печать Дагестана в период Советской власти, первые газеты. Школа и просвещ...