Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Народная кукла в игре современных детей

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Значение приобщения к традициям народа в дошкольные годы. Особенности приобщения дошкольников к традиционной культуре. Эффективные педагогические условия знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Традиционная культура
  • 1.1 Научное обоснование
  • 1.2 Приобщение дошкольников к традиционной культуре
  • 2. Программы
  • 2.1 Народная кукла в игре современных детей
  • 2.2 "Менам мада акань"
  • 3. Исследовательская работа
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Введение

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень. Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

народная кукла традиционная культура

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Цель: поиск эффективных педагогических условий знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы

Объект: процесс знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы

Гипотеза: знакомство старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы будет эффективным если создать следующие условия:

1. Формирование интереса у старших дошкольников к представителям различных языковых групп России.

2. В процессе использования народной куклы старшие дошкольники будут знакомиться с культурой народа.

3. Народная кукла активно должна включаться в типичные для старших дошкольников виды деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, музыкально-художественная).

Метод исследования: аналитико-синтетический, по средством изучения материалов по истории, краеведению, народным традициям народов России; опрос (среди воспитанников старших групп).

1. Традиционная культура

Развитие культуры Российской Федерации основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общественного сознания как целостной системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство Российского государства, влияющей на все сферы государственного и гражданского бытия.

У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, складывающиеся на протяжении многих веков их существования. В них проявляется душа народа, отражается его история, в них спрессован опыт прошлого, передаваемый поколениями. Не потеряли своей актуальности в наше время и прогрессивные идеи народной педагогики.

В последнее время все больше уделяется внимание патриотическому воспитанию детей, введение в ФГТ, ФГОС национально-регионального компонента. Большую роль в формировании личности играет краеведение, народные традиции в образовательном процессе.

Начало формирования патриотизма, любви к Родине, прикосновение к традициям происходит в семье. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно - прикладного искусства - все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. На помощь семье приходят образовательные учреждения (детские сады, школы, дополнительное образование).

1.1 Научное обоснование

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия "традиционная народная культура". Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию "традиционная народная культура". Исходя из этого, автор считает, целесообразным рассмотреть определения, которые смогли бы раскрыть значение понятия и сущность "традиционной народной культуры". В качестве таковых ключевых терминов автор рассмотрит понятия "культура", "народная художественная культура", "традиция".

Толкование термина "культура" многозначно и зависит от сферы применения. Слово "культура" пришло из латинского языка и переводится как - обработка, возделывание. "Культура" представляет собой очень сложное, многогранное явление. Как форма деятельности "культура", в конечном итоге, предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Социолог С. Радугин рассматривал "культуру" в широком смысле слова как специфическую генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

По словам известного ученого, культуролога Г.Н. Волкова, "культура" понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности.

С. Фролов же полагал, что "культура" - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, закон и обычаи, а также способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.

В связи с этим весьма обоснованно звучит введенное академиком Д.С. Лихачевым понятие "культура" - это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией".

В фундаменте нашего культурного общества лежит "традиционная народная культура". Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Развитие традиционной культуры всех народов России крайне важно. Но не менее важны и взаимовлияния, взаимоприобретения, синтез, на основе которых рождается наша многонациональная общероссийская культура.

Понятие "традиция" применительно к народной культуре, имеет несколько специализированное содержание. По мнению Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, Р.Ф. Итса, "традиция" - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по-своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа - его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия - благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тр...

Другие файлы:

Народная кукла

Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками

Загадка народной куклы. Образ, материал, технология
Каждая народная кукла - образец народного дизайна. Авторами сделан акцент на этнографическом материале и процессе создания куклы. В книге представлены...

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей
Что такое умственная отсталость. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. Умственное воспитание детей в игре. Формирование нравстве...

Развитие двигательной активности при помощи футбола
Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей. Обучение игре в элементарный футбол детей старшего дошкольного возраста....