Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Условия реализации гуманистических принципов взаимодействия учителя с учащимися. Формирование у педагога целостного, глубокого и разностороннего образа личности ребенка для реализации индивидуально-ориентированного подхода к каждому отдельному ученику.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Н. Н. Ершова

Переход к системе образования, центрированной на человеке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья человека первоочередными.

Идея реформации школы и, в частности, психологической подготовки учителя предполагает, что предметом содержательной подготовки учителя должны быть не психологические функции и даже не личность ребенка сама по себе, а процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с психикой, душой, личностью ребенка. Важным условием реализации гуманистических принципов взаимодействия учителя с учащимися является формирование у педагога целостного, глубокого и разностороннего образа личности ребенка-ученика, обеспечивающего реализацию индивидуально-ориентированного подхода к каждому отдельному ученику [1]. Такое личностно-ориентированное обучение возможно при наличии у педагога социально-перцептивной компетентности, которая состоит в овладении учителем умениями особым образом структурировать научное и практическое знание о ребенке в целях лучшего его понимания и развития.

Нами разработана теоретическая модель социально-перцептивной компетентности педагога. Необходимость ее моделирования продиктована следующими факторами:

1) признавая социально-перцептивную компетентность значимым фактором профессионального развития личности педагога, вместе с тем мы отмечаем неразработанность ее теоретических основ;

2) обобщение эмпирического материала эксперимента исследования, практика подготовки педагогов, анализ их профессиональной деятельности диктуют настоятельную потребность в теоретическом осмыслении проблем социально-перцептивной компетентности.

Теоретическая модель социально-перцептивной компетентности содержит в себе следующие компоненты: цель достижение профессионализма в профессиональной деятельности педагога; гуманистическая направленность личности педагога; положительная Я-концепция; рефлексивно-перцептивные способности, знания, умения.

В модели цель рассматривается нами как фактор, объединяющий в единое целое все ее сущностные характеристики и компоненты. Цель сохраняется в течение всего времени профессионального развития личности педагога и представляет собой перспективный образ достижения профессионализма в педагогической деятельности.

Современное состояние исследований познания человека человеком состоит в углубленном изучении межличностного понимания как процесса формирования ценностно-смысловых позиций партнеров, то есть от монологической (субъект-объектной) схемы анализа к диалогической (субъект-объект-субъектной). Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного отражения, познания и понимания людьми друг друга [2]. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание, эффективное взаимодействие и способствует развитию личности ребенка. Центральным звеном функциональной структуры педагогического общения является система положительных (личностных) отношений учителя и ученика друг к другу, основанная на безусловном принятии друг друга как ценностей самих по себе и оптимистичности прогноза развития и совершенствования [3].

Анализ психологической литературы позволил нам определить социально-перцептивную компетентность педагога как представленность в его сознании знаний, опыта самопознания и познания личностных черт, особенности поведения, эмоционального состояния ребенка, а также способность особым образом структурировать эти знания, адекватно понимать и принимать личность ребенка с целью его развития.

Сущностными характеристиками социально-перцептивной компетентности педагога являются:

1) гуманистическая направленность личности педагога, понимаемая нами как устойчивая система мотивов, включающая в себя доминирующий мотив стремление к самоактуализации (А. Маслоу), потребность в общении, любовь к детям (Л. М. Митина), определенную педагогическую позицию (А. А. Бодалев), совокупность позитивных ценностей учителя понимание важности и значимости каждого человека, свобода личностного выбора и личностной ответственности за последствия этого выбора (К. Роджерс);

2) рефлексивно-перцептивные способности, умения, включающие в себя умения познать собственные индивидуально-психологические особенности, умения оценивать свое психическое состояние, умения осуществлять разностороннее восприятие и адекватное познание учащихся. Как и любые умения, эти умения основаны на системе соответствующих знаний, таких, как знание закономерностей и механизмов межличностного познания, знание рефлексии, знание возрастной психологии. По нашему мнению, в систему этих знаний также входят знание своих мотивов, потребностей, установок; знание индивидуальных различий в невербальных проявлениях; знание индивидуальных особенностей речевого поведения; знание особенностей восприятия педагогической ситуации; знание основных эмоциональных состояний и их внешнее выражение; знание защитных механизмов; знание основных подходов к осуществлению прогноза развития ситуации взаимодействия с ребенком;

3) профессиональная Я-концепция как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе;

4) эффективность взаимодействия с детьми во многом определяется целым рядом характеристик в интеллекте, эмоциональной, волевой сферах его личности. Важными качествами педагога являются наблюдательность, проницательность, доброжелательность и открытость.

Содержанием социально-перцептивной компетентности является совокупность трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого.

В когнитивный блок мы включаем прежде всего знания человека о себе не только с точки зрения выполняемой социальной роли, но и как субъекта общения. Познание педагогом личности учащегося может существенно затрудняться при неглубоком знании педагогом собственной личности, своих сильных и слабых сторон; установок, индивидуальных особенностей реагирования в различных ситуациях взаимодействия. В когнитивный блок также входят знания человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Пользуясь этими знаниями, педагог на основе внешнего облика ребенка может сделать выводы о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. гуманистический учитель педагог ученик

Важным в познании другого человека являются также знания возрастной психологии детей, подростков, юношей, а также знания закономерностей, механизмов и процессов восприятия эталонов и невербальных проявлений личности.

В поведенческом блоке наиболее значимым является такой способ поведения, как самораскрытие педагога. Человек идет на риск быть самим собой, без "маски", не стремится выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения владеть механизмами восприятия: идентификация, эмпатия, децентрация, каузальная атрибуция, рефлексия, умения преодолевать стереотипы в восприятии.

В аффективном блоке наиболее важными компонентами мы считаем позитивное самоотношение, самопринятие и самооценку. Следует заметить, что самопринятие не тождественно самооценке. Самооценка это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Важным компонентом в аффективном блоке является эмпатия то есть эмоциональное вчувствование или сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик педагог понимает внутреннее состояние учащегося. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.

С целью выделения критериев и уровней развития социально-перцептивной компетентности нами был проведен контент-анализ 268 свободных сочинений педагогов "Как я воспринимаю ребенка?". Ответы давались в форме свободных сочинений. В результате выделены устойчивые качественные признаки, по которым стало возможным группирование самоотчетов:

1) объемность самоотчетов (краткие, полные и объемные);

2) количество оценочных высказываний (положительные, нейтральные, отрицательные);

3) количество суждений (общие, неопределенные, конкретные);

4) количество оценочных суждений по поводу способности педагогов в восприятии учащихся (в области знаний, умений и навыков);

5) количество личностных переживаний по поводу эффективности познания детей (положительные, нейтральные, отрицательные).

Процент самоотчетов педагогов, содержащих элемент исследуемых признаков, является их количественным выражением. В таблице представлены данные об удовлетворенности учителем отношениями с учащимися и подготовленности педагогов к познанию детей.

Как видно из таблицы, более половины педагогов высоко оценили свою практическую подготовленность в области социальной перцепции, они отмечают, что успешно владеют приемами и техниками познания эмоционального состояния, настроения, особенностей интеллектуального развития ребенка. Несмотря на это только треть учителей считают, что имеют высокий уровень...

Другие файлы:

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога. Профессиональная деятельность педагога в рамках компетентностно-ориентированного обр...

Развитие профессиональной педагогической компетентности педагогов детского сада
Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей. План методической работы по совершенствованию профессиональной...

Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога
Выделение основных элементов педагогической компетентности. Описание нормативного, преобразующего и творческого уровней качества преподавательской дея...

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога
Теоретические основы профессиональной компетентности. Компетентностный подход в сфере общего образования. Формирование коммуникативной компетентности...

Особенности развития конфликтной компетентности у современных подростков
Анализ конфликтной компетентности в современной психологии. Составляющие конфликтной компетентности, ее проявление в подростковом возрасте. Деятельнос...