Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методические приемы, используемые при работе над простыми арифметическими задачами

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Обучение младших школьников решению математических задач. Особенности логического и психологического понятия задачи. Процесс подготовки детей к правильному восприятию смысла арифметических действий сложения и вычитания. Знакомство со знаками действий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Теория обучения младших школьников решению математических задач

1.1 Непростые простые задачи. Логическое и психологическое понятие задачи

1.2 Понятие задача с позиции ребенка

1.3 Развивающее обучение решение математических задач

ГЛАВА II. Методические приемы работы над простой арифметической задачей

2.1 Подготовительная работа к обучению детей решению задач

2.1.1 Процесс подготовки к правильному восприятию смысла арифметических действий сложения

2.1.2 Процесс подготовки к правильному восприятию смысла арифметических действий вычитания

2.1.3 Знакомство со знаками действий

2.2 Знакомство с простой задачей

2.3 Особенности традиционной методики обучения решению задач

2.4 Новые подходы в обучение. Первые шаги в формирование умения решать задачи

2.5 Вопросы семантического анализа текста задачи

ГЛАВА III. Опытно - экспериментальная часть

3.1 Первичная диагностика

3.2 Работа над развитием умений решать простые задачи

3.3 Контрольная диагностика

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, одна из важнейших обязанностей начальной школы - научить решать текстовые арифметические задачи, т.е. задачи, ответ на вопрос которых может быть получен с помощью арифметических действий. С начала ХХ века и до настоящего времени в Российской методике обучения математике принято разделение арифметических задач на простые и составные. Также с начала прошлого века советской и российской теории и практике обучения математике укоренился педагогический подход, согласно которому детей в начале учат решать простые задачи, а затем составные.

Решению текстовых задач в курсе математики придается большое значение. Однако традиционно задачи рассматриваются как средство формирования у детей новых математических знаний. Мы считаем, что решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как одно из целей обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.

В дочисловом периоде, когда дети работают с предметами, сравнивая их по разным признакам, фактически и начинается работа над задачей.

Решение задач - это особое направление в обучении математике. Мы можем выделить основную ошибку учителя в обучении детей решению задач.

Она связана с тем, что ученики воспринимают задачу через число, а не логически, т.е. решение первично, рассуждение вторично. В связи с этим дети испытывают трудности при решении задач.

Объектом данного исследования является обучение младших школьников решению простых арифметических задач.

В качестве предмета исследования рассматривается сравнение методических приемов, используемых при работе над простыми арифметическими задачами.

Гипотеза: если в педагогический процесс включать обязательное использование методов и приемов развивающего обучения в методике обучения простых задач, то возможно обеспечить более высокий уровень знаний учащихся.

Проблема исследования: для эффективности использования развивающего обучения на уроках математики в начальных классах, какова должна быть структура и содержание урока при работе над простыми задачами.

Цель: исследование методических приемов на уроках математики для более успешной деятельности учителя по обучению решению текстовых задач и деятельности учащихся по овладению умением решать задачи.

Задачи исследования:

1. Изучить структуру и содержание урока при работе над простыми задачами.

2. Рассмотреть проблему традиционной методики обучения решению задач.

3. Рассмотреть имеющиеся в настоящее время методические приемы работы над простой арифметической задачей и рассмотреть способы ее использования на уроках математики.

4. Апробировать теорию на практике. Провести экспериментальную работу по данному вопросу.

5. Сделать выводы по проведенной экспериментальной работе.

6. Разработать сборник простых задач, составленных учащимися 1- 2 классов.

ГЛАВА I Теория о преподавании простых задач

1.1 Непростые простые задачи. Логическое и психологическое понятие задачи

Традиция рассмотрения вначале простых, а затем составных задач настолько прочно вошла в практику нашей школы, что, насколько нам известно, никто из специалистов в области методики обучения математике начиная с 30-х годов прошлого века не ставил под сомнение сложившийся порядок. Между тем нет такого учителя, в практике которого не возникали бы трудности как в целом при обучении решению задач, так и при переходе от простых задач к составным. Однако стереотипы и традиции так сильны, что сохраняются до сих пор.

Высказанные выше соображения привели нас к убеждению в том, что формирование представлений о решении задач как о выборе и выполнении арифметических действий и разделение в процессе обучения решению задач текстовых сюжетных задач на простые и составные. А составных задач, в свою очередь, на задачи в два, три, четыре и т.д. действия являются теми трудностями, мешающими формированию умения решать задачи, которые мы сами создаем, чтобы потом "героически" их преодолевать.

Наша убежденность подтверждена как логикой анализа процессов решения задач и процессов обучения решению задач, так и педагогической практикой ряда учителей Новосибирска и Новосибирской области, которые приняли высказанную точку зрения либо пришли к ней самостоятельно.

Цель -- сделать более успешной деятельность учителя по обучению решению текстовых задач и деятельность учащихся по овладению умением решать задачи.

Методику обучения решению задач и использования задач как средства обучения математике определяет понимание учителем понятий задача, простая арифметическая задача, составная арифметическая задача, решение задачи, обучение решению задач, формирование представлений об арифметических действиях с помощью текстовых задач. Неверное понимание названных понятий, неправомерное отождествление понятий, характеризующих решение задач и обучение решению задач, -- вот те основные причины, приведшие к длительному сохранению в теории и практике обучения методического подхода, искажающего представления учащихся о процессе решения задач и создающего трудности в овладении умением решать задачи.

Понятие задача -- широкое общенаучное понятие. Его используют практически во всех областях знания, однако лишь в психологии и методике обучения математике специально обсуждаются вопросы: что такое задача? Что такое решение задачи? Что значит решить задачу? Что такое умение решать задачи? Что такое обучение решению задач? Каковы признаки и условия эффективного формирования умения решать задачи? и др.

Слово задача является достаточно частотным в русском языке. Оно используется в речи в повседневном и профессиональном общении в самых разных сферах производства, культуры, образования, управления.

Дети даже в дошкольном возрасте вполне могут слышать это слово и использовать в своей речи. В психологии различают логическое и психологическое понятия задачи.

Задача в первом смысле -- это некоторый текст или наличная ситуация, содержащие информацию о каких либо объектах и явно выраженное в тексте требование либо получить новую информацию об этих объектах, либо описать способ построения новых объектов по заданным в тексте признакам, либо установить истинность данной в тексте информации. Требование зачастую выражается вопросительным предложением. При этом не берется во внимание, известны или неизвестны читающему или слышащему этот текст требуемая информация (ответ на вопрос задачи), способ построения новых объектов по заданным в тексте признакам. Если есть формальные признаки задачи -- условие и требование, -- то это задача.

В психологическом смысле задачей для конкретного человека считается лишь тот текст или ситуация, содержащие требование (вопрос), относительно которого (ой) он не знает способа выполнения этого требования (не знает ответа на вопрос). Ситуация, содержащая условие и вопрос, в которой ответ на вопрос, человеку известен, в психологическом смысле не является для него задачей. Решить задачу (в психологическом плане) -- значит выполнить ее требование, ответить на ее вопрос. В учебном же процессе и в различных областях науки решить задачу -- значит не только ответить на ее вопрос, но и описать процесс перехода от условия задачи к выполнению требования (к ответу на вопрос задачи) так, чтобы в этом процессе не было противоречий и логических пробелов. Чтобы он был понятен и убедителен не только для решающего, но и для других людей.

1.2 Понятие задача с позиции ребенка

Посмотрим на понятие задача, на процесс решения задачи с позиций ребенка, начинающего свой школьный путь. Как уже было сказано, любая задача содержит требование, выраженное вопросительным или побудительным предложением. Ребенок, поступающий в первый класс, умеет сам задавать вопросы и давать ответы на вопросы, поставленные другими. Он умеет также выполнять требования других людей - взрослых или детей. Свои ответы или действия по выполнению требований первоклассник всегда строит на основе информации, которая уже ест...

Другие файлы:

Экспериментальная работа по выявлению одаренных школьников
Понятие и особенности проявления детской одаренности, направления ее исследования, критерии оценки, методические и практические рекомендации по работе...

Методические особенности изучения темы "Бактерии" в школьном курсе биологии
История открытия, строение и жизнедеятельность бактерий, их формы и размеры. Методические приемы, используемые при изучении темы "Бактерии". Методичес...

Приемы активизации познавательной деятельности
Приемы активизации познавательной деятельности разнообразны и применяются в учебном процессе. Использование приемов активизации познавательной деятель...

Методические приемы правового обучения
Изучение права в современной школе. Методические приемы как совокупность приемов преподавания. Виды методических приемов обучения и их характеристика....

Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками
Понятие дизартрии и современные представления о ней. Краткие сведения о формах дизартрии и приемы коррекции. Метод массажа в коррекции речевых расстро...