Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки глины в детском саду
Краткое сожержание материала:
Размещено на
8
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1 История трудового обучения и воспитания в России
1.2 История появления гончарного ремесла
Глава 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАМА ПО РАЗДЕЛУ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.3 Тематическое планирование
2.4 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
3. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
3.1 ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
3.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
3.3 МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
ВЫВОД
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, глина - один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения - всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством.
Общеобразовательное и воспитательное значение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и этическом развитии учащихся.
Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся.
Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Целью данной курсовой является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Задачи:
· Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.
· Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.
· Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.
· Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
· Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
· Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.
· Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1 История трудового обучения и воспитания в России
Трудовое воспитание - это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством
В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех нас объединяла задача- помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.
Совершенствование подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни - программное требование в современном этапе. Это требование связано с глубокими преобразованиями в содержании труда, необходимостью коренного улучшения общеобразовательной и профессиональной подготовки, созданием единой системы непрерывного образования, уточнением его содержательной базисной основы.
В ходе реформы общеобразовательной и профессиональной школы этапу способствует широкое введение, начиная с 1986 учебного года систематического общественно полезного, производительного труда школьников, более полное и прочное соединение его с учением, переход от производительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду как основе и всеобщему принципу работы школы.
Более полно используются возможности трудовых коллективов взрослых в организации производительного труда учащихся, расширяются прогрессивные, в том числе бригадные формы организации труда школьников, усиливаются профессиональная и творческая направленность их трудовой деятельности. Его положение о ведущей роли труда в целостном процессе формирования личности молодого человека звучит сейчас особенно актуально. Творчески используются его идеи в трудовой и профессиональной подготовке школьников - это значит осмысление с учетом новых возможностей и образовательно-воспитательных задач, стоящих перед современной школой.
В педагогической практике творческое применение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только в создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно-производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
В современных условиях значительно возросла потребность в знаниях психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек.
Опыт человечества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, по указке - они возникают из повседневной жизни.
Наиболее благоприятное условие для активного проявления человеком качеств личности предоставляет труд.
Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.
Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.
Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.
Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.
1.2 История появления гончарного ремесла
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.
Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Очень часто, например, в Домострое, слово «сосуд» употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке.
Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.
Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.
«Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней...
Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки глины в детском саду
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные...
Требования к организации ручного труда в детском саду
Формирование у детей навыков ручного труда. Основное требование к материалу для плетения. Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детско...
Музыкальное обучение в детском саду
Теоретические основы музыкального образования в детском саду. Анализ основных видов музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар, методы...
Декоративно-прикладное искусство в детском саду
Исторические закономерности развития декоративного творчества и задачи по знакомству с ним в детском саду. Программы и методика по обучению детей деко...
Формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике начальных классов
Усвоение знаний, умений и навыков. Понятие и сущность знаний. Сущность умений и навыков. Проверка и учет знаний, умений и навыков учащихся по математи...