Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Анализ существующих методик проведения физкультурно-оздоровительных занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми младшего школьного возраста. Функциональные пробы на задержку дыхания. Анализ физической подготовленности групп в течение эксперимента.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей - комплексная и многоаспектная.

Критерием оптимальной нормы двигательной активности являются надёжность функционирования всех систем организма и способность реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. Нарушение постоянства внутренней среды организма и неадекватность реакций указывают на выход за пределы оптимальной нормы, что в итоге приводит к ухудшению здоровья.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей объем двигательной активности сокращается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. (Н.П. Забродина, 2000).

Актуальность проблемы состоит в том, что здоровье школьников ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний - болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы. Еще сложнее обстоит дело с ослабленными детьми (часто болеющими). Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физической культуры. Занятия в спецгруппах либо не проводятся вообще, либо недостаточно хорошо организованы, и дети стараются избежать их. Родители же зачастую предпочитают оберегать ребенка с ослабленным здоровьем от так необходимой ему двигательной активности.

Физическая культура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Научная новизна исследования заключается в использовании специально подобранной методики, на основе техники спортивной игры в волейбол для ослабленных (часто-болеющих) детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования: специально подобранная методика для ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий, основанная на технике спортивной игры волейбол, положительно влияет на эмоциональность детей и на организм в целом, а также на отдельные органы и системы, способствует более активному восстановлению слабого организма и увеличению показателей функциональных возможностей.

Практическая значимость работы: разработанная методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста может быть рекомендована к применению в работе тренерам детских физкультурных оздоровительных групп.

1. Анализ литературных источников

1.1 Анализ литературных источников по проблеме заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста

В последние годы наблюдается выраженный рост нервно-психических расстройств, ухудшается состояние психической адаптации детей и подростков, что приводит к алкоголизации, табакокурению, наркомании (А. Туманова, 2001). Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами: ученики 7-8 лет имеют в среднем 2,5 диагноза, школьники 10-14 лет - 4 диагноза, а старшеклассники - в среднем шесть и более функциональных отклонений и хронических заболеваний. Причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков могут носить как объективный, так и субъективный характер. Действительно, в школах не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный, воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающие требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей и подростков в процессе их пребывания в школе связаны с неправильными действиями учителей или их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников (С.В. Попов, 1997). В то время как состояние здоровья человека на 50% зависит от образа жизни (то есть занятия физической культурой и спортом, ведения ЗОЖ), остальные 50% приходятся: на экологию - 20%, наследственность - 20% и 10% на медицину, то есть на независящие от человека причины.

Часто физически ослабленные и болеющие дети являются самой большой группой детей. (С.В. Попов, 1997).

К категории физически ослабленных детей можно отнести:

· детей до года, болеющих ОРЗ четыре и более раз в году;

· детей от одного до трех лет, болеющих более шести раз;

· детей от трех до пяти лет - пять и более раз;

· детей от пяти до шести лет - четыре и более раз;

· старше шести лет - три и более раз,

· а также длительно (более 14 дней) болеющих детей.

Доказано, что у большинства часто и длительно болеющих, ослабленных детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменениями иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет. (Н.П. Бадина, 2007).

Термин «Часто болеющий ребёнок» - это не диагноз, а принадлежность к группе риска не столько по «простудным», сколько по хроническим заболеваниям. Надо отметить, что в детском возрасте среди всех заболеваний респираторного тракта отмечается абсолютное преобладание острой инфекционной патологии. На её долю приходится более 90% всех болезней респираторной системы. (Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова, 2000).

Отечественная система организации медицинской помощи детям, одним из достижений которой была реальная профилактическая направленность, сочла целесообразным особо выделить эту категорию детей. Было отмечено, что среди так называемых ЧБД значительно чаще выявляются хронические заболевания носоглотки и лёгких, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма, аллергический ринит, выше частота ревматизма и ряда других заболеваний. Было отмечено, что ЧБД в подростковом возрасте склонны к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сосудистым дистониям, у них легче развиваются невротические реакции, они быстрее утомляются, хуже учатся. Именно эти характеристики и побудили отечественных педиатров выделить склонных к повышенной заболеваемости респираторной вирусной инфекцией детей в особую группу наблюдения и обозначить её как ЧБД. (Н.П. Локалова, 2003).

Причины частой заболеваемости ОРЗ

Специалисты выделяют около пятнадцати факторов, способствующих частым ОРЗ. Их можно разделить на три группы.

1. Медико-биологические факторы:

- анатомически и физиологически обусловленные факторы (поздний старт иммунной системы, сниженная барьерная функция слизистых);

- неблагоприятное перинатальное развитие ребенка (акушерская патология матери, частые заболевания матери и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные отягощенные роды и др.);

- неблагоприятное постнатальное развитие (диатезы, дисбактериозы, глисты; очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта - гайморит, тонзиллит, аденоиды и т.д.):

- нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);

- повторное назначение антибиотиков и других препаратов;

- наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболеваний, заболеваний дыхательных путей, злокачественных новообразований, ревматизма, аллергических болезней, частых ОРЗ;

- низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.

2. Экологические факторы, в том числе санитарно-гигиенические:

- неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворителями в условиях ионизирующего и электромагнитного излучения);

- неблагоприятная экологическая обстановка (в т.ч. проживание в панельных домах старой застройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязненным воздухом);

- неблагоприятные жилищные условия;

- низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.

3. Социально-психологические факторы:

- недостаток психологических знаний у родителей;

- низкий материальный достато...

Другие файлы:

Особенности адаптации часто болеющих детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Отечественная система организации медицинской помощи. Изменения личности пр...

Развитие памяти у соматически ослабленных дошкольников
Психолого-педагогическая характеристика развития памяти у детей дошкольного возраста. Психологические особенности часто болеющих детей дошкольного воз...

Проведение занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста
Психологические особенности младших школьников. Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста. Методические средства и при...

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием с использованием упражнений йоги
Специфика проведения учебно-тренировочных занятий с детьми младшего школьного возраста с учетом их анатомо-физиологических особенностей. Анализ эффект...

Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Сущность внеурочной деятельности. Разработка программы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельно...