Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методика проведения лекционных занятий по разделу "Наноматериалы и нанотехнологии" при изучении дисциплины "Материаловедение"

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Ознакомление с типами и дидактическими принципами лекционного занятия. Разработка календарно-тематического плана курса "Наноматериалы и нанотехнологии" для студентов учреждений среднего профессионального образования. Составление планов-конспектов занятий.
Краткое сожержание материала:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт"

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра общетехнических дисциплин

Курсовая работа

по методике профессионального обучения

Тема: Методика проведения лекционных занятий по разделу "Наноматериалы и нанотехнологии" при изучении дисциплины "Материаловедение"

Шадринск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ"

1.1Типы лекционных занятий

1.2 Дидактические принципы лекционного занятия. Методы изложения лекционного материала

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНО МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ" СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Методика организации лекционного занятия по теме "Наноматериалы и нанотехнологии "

2.2 Тематическое планирование курса

2.3 Календарно- тематический план занятий

2.4Планы конспекты занятий

2.5 Анализ проведенных занятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка лекций по дисциплине "Материаловедение" непосредственно начинается с разработки структуры рабочего лекционного курса по данной дисциплине. Руководством здесь служит рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в среднепрофессиональном образовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения.

Учебный план, государственный образовательный стандарт специальности 1705 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" и рабочая программа явились основой для разработки рабочего лекций по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".

Особая роль наноматериалов в научно-техническом прогрессе на современном этапе и научных представлений о нанообъектах и взаимосвязанных с ними явлениях в современном машиностроении определяют целесообразность и необходимость внедрения элементов знаний о нанотехнологиях в среднее профессиональное образование.

Целью нашей курсовой работы является разработка лекций по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".

В силу того, что нанотехнологии - сравнительная молодая область прикладной науки, учебной литературы по теме очень мало. Поэтому основной источник - материалы периодической печати и ресурсы глобальной информационной сети Интернет.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме развития нанотехнологий и наноматериалов.

2. Разработать тематический план по дисциплине "Материаловедение".

3. Разработать фрагмент календарно-тематического плана по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".

4. Разработать планы- конспекты занятий.

5. Провести методический анализ разработанного занятия.

1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ"

1.1 Типы лекционных занятий

Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для учреждений СПО, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.

Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучении нанотехнологий в автомобилестроении.

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:

- отбор материала для лекции;

- определение объема и содержания лекции;

- выбор последовательности и логики изложения;

- подбор иллюстративного материала;

- выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с нанотехнологиями в автомобилестроение. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам учреждений среднего профессионального обучения значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:

- дает непосредственное общение с лектором;

- представляет разные точки зрения;

- дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;

- учитывает особенности ситуации;

- способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.

Объем и содержание лекции зависят и от ряда классификационных характеристик лекционного занятия. Существуют классификации лекций по различным основаниям:

- месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

- преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);

- частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);

- степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности. Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

В педагогической практике понятие "установочная лекция" может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют "фондовые" лекции, которые составляются преподавателями по всему курсу и передаются в "фонд" кафедры как базовый материал, на основе которого могут создаваться авторские курсы по данной или близкой дисциплине.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал по...

Другие файлы:

Методика проведения лекционных занятий по разделу "Наноматериалы и нанотехнологии" при изучении дисциплины "Материаловедение"
Подготовка лекций по дисциплине "Материаловедение" непосредственно начинается с разработки структуры рабочего лекционного курса по данной дисциплине....

Организация и проведения лекционных занятий по предмету "Транспортная логистика"
Особенности организации и типы лекционных занятий по предмету. Дидактические принципы обучения, методы изложения лекционного материала. Методика прове...

Наноматериалы специальной техники
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки магистров по тематическому направлению деятельности национальной нанотехнологической сети «На...

Технология конструкционных материалов. Практикум по технологическим методам обработки заготовок
Пособие соответствует государственным образовательным стандартам направлений подготовки и специальностей в области техники и технологии и содержанию п...

Нотариат в Российской Федерации
В учебное пособие включены: тематический план лекционныхзанятий, дополнительный учебный материал, задачи, для самостоятельнойработы студентов, контрол...