Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методика преподавания темы "Треугольники" и темы "Подобные треугольники" в курсе геометрии 7–8 класса с использованием информационно-компьютерных технологий

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Задачи развития информационных технологий обучения учащихся основной и старшей школы, отраженные в проекте государственного образовательного стандарта. Обоснование необходимости и принципы включения информационных технологий в процесс обучения геометрии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Методика преподавания темы «Треугольники» и темы «Подобные треугольники» в курсе геометрии 7-8 класса с использованием информационно-компьютерных технологий

В качестве основных направлений развития математического образования на современном этапе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет информатизацию всей системы образования. Задача развития информационных технологий обучения учащихся основной и старшей школы в проекте государственного образовательного стандарта выделена в качестве приоритетной как с позиции развития личности, так и с позиции реализации целей изучения математики с использованием современных средств обучения. В этой связи использование информационных технологий в обучении в целом, и геометрии, в частности, представляет важное направление исследований теории и методики обучения математике.

Во все времена геометрии отводилась особая роль в воспитании и обучении юного поколения. Именно геометрия всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, являясь ключом к образованию системы мышления, способной адекватно и гармонично воспринимать и познавать окружающий мир. Поэтому так важен поиск эффективных методик преподавания геометрии. Одной из таких методик можно считать методику преподавания геометрии с использованием новых информационных компьютерных технологий.

Каждая школа работает над повышением качества обучения детей. Одной из главных причин неуспешности учащихся в учении является отсутствие должной мотивации к усвоению наук. В школе, где я работаю, неоднократно проводилась диагностика и анализ мотивации учащихся 7-9 классов к изучению предметов. В ходе исследований выявлено отсутствие интереса подростков к изучению геометрии. Учащиеся считают геометрию одной из самых сложных и непонятных дисциплин.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Для этого необходимы новые технологии обучения, в том числе с использованием компьютера, что позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

Геометрия - сложный предмет, и как следствие этого - трудности, возникающие при её изучении у большинства учащихся. Одним из главных условий её изучения является наглядность.

Компьютер можно использовать в различных режимах обучения, а самое главное - в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, т.к. возможности компьютера при иллюстрировании намного превосходят возможности любого бумажного учебника, рисунков на школьной доске. Компьютер как чертежный прибор имеет ряд преимуществ по сравнению с циркулем и линейкой. С помощью компьютера можно создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями как в техническом, так и в материальном плане.

Необходимость включения информационных технологий в процесс обучения геометрии обусловлена несколькими причинами.

Одна из них состоит в том, что применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования.

Вторая обусловлена предметным содержанием. На уроках геометрии учащиеся много работают с графическим изображением геометрических фигур. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы, позволяющие создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов.

И, наконец, возможности информационных технологий в проведении компьютерного эксперимента с целью самостоятельного получения нового знания о геометрическом объекте на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания.

Тема «Треугольники» - одна из первых важных тем геометрии 7 класса. На изучение этой темы отводится 17 часов. В этой главе изучаются признаки равенства треугольников. Они являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Признаки равенства треугольников открывают широкие возможности для решения задач и, таким образом, позволяют накапливать опыт доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения признаков равенства треугольников полезно больше внимания уделять решению задач на готовых чертежах, применяя таблицы и ТСО. Второй важный момент этой главы - введение нового класса задач - на построение с помощью циркуля и линейки без масштабных делений. Такие задачи являются традиционным материалом, изучаемым в курсе планиметрии.

Рассмотрим, как можно обогатить уроки по изучению этой важной главы школьного курса геометрии использованием информационно-компьютерных технологий.

В настоящий момент у меня имеются следующие возможности:

· медиавидеопроектор в кабинете математики;

· известная программа Power Point для создания презентаций;

· поиск необходимой информации в Интернете;

· электронное учебное издание Открытая Математика 1.0. Планиметрия (ООО «Физикон»);

· электронное учебное издание Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии.

Рассмотрим поурочно, как можно использовать ИКТ в преподавании этой темы.

Урок 1. Треугольники.

Понятие треугольника знакомо учащимся, поэтому на этапе введения этой темы с целью повышения мотивации к изучению всей главы в целом следует использовать материал из Интернета «В мире треугольников» - экскурсия по сети Интернет. В мире треугольников.ppt

В этом материале представлены примеры широкого использования треугольника в различных сферах человеческой деятельности: при расстановках кеглей и шаров в известных играх, при расположении товара в супермаркетах, в создании жёстких конструкций, при составлении паркетов и т.д. Предлагаемый материал формирует интерес к изучению геометрической фигуры.

На этом уроке формируется понятие равных треугольников. Продемонстрировать наложение одного треугольника на другой можно на интерактивной доске, заготовив на слайде несколько чертежей треугольников, среди которых есть равные между собой и неравные. Учащийся, перемещая и накладывая треугольники друг на друга, устанавливает факт их равенства или неравенства.

Урок 2. Первый признак равенства треугольников.

На этапе введения новых знаний учащиеся впервые знакомятся с понятием и доказательством теоремы через наложение фигур. Очень важно увидеть это наложение воочию. К сожалению, на имеющемся диске «Открытая математика» отсутствует анимационный материал по доказательству признаков равенства треугольников. Мне удалось найти анимацию по этой теме в сети Интернет на сайте rusinov.net.

treug.exe

Анимация создана в среде Macromedia Flash Player 6. Наложение треугольников происходит строго по плану доказательства первого признака. Наглядное доказательство поддерживает интерес и способствует лучшему усвоению материала.

Урок 3. Первый признак равенства треугольников. Решение задач.

На этапе закрепления первого признака полезно решать задачи на готовых чертежах. Три основных типа задач представлены на презентации.

Задачи на первый признак.ppt

Задачи следует решить устно, формируя математическую речь и логику мышления учащихся, затем предложить оформить самостоятельно в тетрадях с последующей самопроверкой.

Урок 4. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

С понятиями медианы, биссектрисы и высоты треугольника учащиеся встречаются впервые.

Наглядное представление о построении их в треугольнике и практическом значении даёт видеоролик с диска «Открытая математика. Просмотр видеоролика способствует возникновению интереса к новым понятиям.

5.

Треугольник

1. Исходные понятия и определения.

При введении понятий и формировании умения строить рассматриваемые отрезки в треугольнике можно использовать презентацию

медианы, высоты, биссектрисы.ppt

Работая по этой презентации, учащиеся дополняют определения медианы, высоты и биссектрисы треугольника, так как они являются незаконченными предложениями и повторяют в тетрадях построения в различных треугольниках после просмотра действий компьютера. Яркость, чёткость действий и движения на экране поддерживают интерес на должном уровне.

Урок 5. Свойства равнобедренного треугольника.

Презентация по теме «Равнобедренный треугольник» содержит весь

теоретический материал по данной теме, задачи для устной и письменно...

Другие файлы:

Методика изучения темы "Подобные треугольники"
Анализ понятийного аппарата темы "Подобные треугольники". Методика изучения темы, ее раскрытие в учебниках различных авторов. Усвоение учащимися призн...

Изучение темы "Треугольники" в курсе геометрии 7-9 классов средней школы
Сравнительный анализ школьных учебников по теме: "Треугольники" в 7-9 классах. Содержание и порядок изложения материала. Определение треугольника, при...

Методика обучения школьников применению теории к решению задач на вычисление и доказательство по теме "Многоугольники"
Роль, место и мировоззренческая функция темы "Многоугольники" в школьном курсе геометрии, анализ ее содержания в учебниках по геометрии и методика изу...

Изучение темы "Многоугольники" в школьном курсе геометрии
Роль и место темы "Многоугольники" в школьном курсе геометрии, методика изучения данной темы. Понятия и признаки треугольника, прямоугольника, ромба,...

Организация обобщающего повторения на уроках геометрии в 7 классе
Необходимость проведения обобщающего повторения на уроках в школе. Методические рекомендации к проведению обобщающего повторения на уроках геометрии 7...