Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методика преподавания истории в русской школе в начале ХХ века

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика методик обучения истории начала XX в. Тенденции применения этих методов в современной отечественной школе. Изучение вклада историков, методистов и педагогов дореволюционной России в преподавании. Цели школьного исторического образования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Структура исторического образования включает комплекс теоретических, учебно-методических, кадровых и материально-технических средств, направленных на передачу знаний о прошлом. Историческое образование в наиболее концентрированном виде отражает политическую систему и идеологию российского общества, структуру государственной власти и характер политического режима в разные исторические периоды.

Изучение данных проблем возможно только на основе междисциплинарного подхода. Для разработки истории исторического образования важны методы и приемы исторической антропологии и микросоциальные подходы.

Бесспорно, важны и специальные методы познания прошлого: историко-генетический, историко-сравнительный и историко-системный.

Под образованием мы понимаем целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) и удостоверяющихся соответствующим документом.

В изучении истории образования в России имеются определенные традиции и достижения. Однако этот комплекс проблем не превратился еще в самостоятельную отрасль исторических знаний, которая использовала бы весь современный арсенал средств и способов исторического исследования и образования.

Глубокие перемены в различных сферах жизни российского общества, которые произошли за последнее десятилетие XX в., вызвали существенные изменения в школьном историческом образовании. В современных условиях модернизации образования в нашей стране вопросы использования и качества методов преподавания истории постоянно находятся в поле зрения правительства Российской Федерации и Министерства образования, активно обсуждаются в обществе. Подобные преобразовательные процессы в области школьного исторического образования, в том числе, связанные с созданием новых методов преподавания истории, а также формированием процедуры государственной экспертизы и распространением методических пособий по истории происходили в России и в конце XIX - начале XX в., что свидетельствует о схожести исторической ситуации.

Данная проблематика являлась предметом научных поисков отечественных дидактов, методистов, ученых-историков разных поколений.

Проведенный анализ историко-педагогической и методической литературы показал, что опыт подготовки и методического оснащения учебных пособий по методике русской истории, действовавших в России на рубеже XIX и XX в., не получил целостного освещения в дореволюционные годы, в советский и постсоветский периоды. В такой постановке эта важная педагогическая проблема специально не исследовалась. Внимание дидактов, методистов и историков (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Д.Д. Зуев, А.И. Стражев, Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский, М.А. Зиновьев, Л.П. Бущик, Ф.П. Коровкин, Ш.И. Ганелин, B.C.Ситник, А.Н. Шаханов, М.Т. Студеникин, Т.В. Сафонова и др.) привлекали лишь отдельные ее аспекты. Не восполняют этот пробел, при всей их научной значимости, и кандидатские диссертации (О.В. Волобуев, В.П. Золотарев, А.Н. Фукс, И.В. Бабич, Е.С. Скворцова, М.Г. Белофост, В.А. Ищенко, А. Чечеткин), рассматривающие некоторые стороны деятельности Министерства народного просвещения, вопросы классификации учебников, историко-методологические позиции авторов, их вклад в подготовку учебной литературы и развитие методики.

Итак, общественная значимость методов преподавания истории в обучении и воспитании подрастающих поколений, отсутствие специальных исследований данной проблемы, важность изучения прошлого опыта внедрения новых методов преподавания с различной идеологической направленностью с целью их творческого использования в современных условиях модернизации исторического образования в Российской Федерации и обусловили, на наш взгляд, актуальность избранной темы. При ее выборе, мы принимали во внимание труды, представленные в отечественной историографии, опирались на них, определяя общий замысел исследования и конкретные направления работы.

Цель исследования: рассмотреть методику обучения истории начала XX века и выявить тенденции применения этих методов в современной отечественной школе.

Задачи исследования:

· проанализировать и обобщить историко-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;

· выявить уровень ее разработанности в отечественной историографии;

· определить общественно-политические, научно-исторические и психолого-педагогические факторы, влиявшие на процесс создания, типологию методов преподавания истории;

· изучить вклад историков, методистов и педагогов дореволюционной России в преподавании;

· рассмотреть использование методов преподавания истории в отечественной русской школе.

Объектом нашего исследования является - методы преподавания истории в русской школе в начале XX века.

Предметом исследования является изучение внедрения новых методов преподавания истории методистами начала XX века.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.

Глава I. Состояние и разработка вопросов школьного исторического образования на рубеже XIX начале ХХ вв.

1. Русская историко-методическая мысль конца ХIХ - начала ХХ вв. о целях и задачах школьного исторического образования

В конце ХIХ - начала ХХ вв. усилившиеся в России модернизационные процессы затронули и сферу образования, развивавшуюся в этот период с небывалой для него быстротой и силой. Основными факторами этого развития были резко возросшие потребности страны в образовании, общественная деятельность в области просвещения, развитие прогрессивной педагогической мысли.

Политика Министерства народного просвещения в области преподавания истории, сохранившая приверженность консервативной традиции, вызывала постоянные нарекания не только со стороны представителей либерального и демократического направления историко-методической мысли России, но и со стороны официально-охранительного лагеря.

На рубеже веков в разработку вопросов школьного исторического образования включились широкие круги профессуры и учительства, выражавшие интересы различных общественно-политических слоев.

Яркую характеристику состояния преподавания истории в гимназиях дал историк и педагог И.И. Беллярминов. Изучение истории, по его мнению, - очень мало помогает развитию учащихся. «Большая часть времени на уроках истории проводится в рассказах самого преподавателя, ученики при этом пассивны». Нарекания вызывали «недостаток наглядности, однообразие методических приемов преподавания истории, несформированности понятийного аппарата, пренебрежение задачами современности». Методика преподавания истории в средней школе. -- М.,1986. С. 78.

Профессор Н.И.Кареев полагал, что основной причиной неудовлетворительного состояния преподавания истории является доминирование классической гимназии, где истории отводится второстепенное место и для которой характерны «плохая подготовленность преподавателей и недостаток в хороших учебниках». Н.Кареев. О школьном преподавании истории. - Петроград. 1917. С.101 - 104.

А.Д.Надеждин отмечал на страницах журнала «Вестник воспитания», что поскольку в исторической науке «давно уже восторжествовали научные принципы, в основе которых лежит изучение процесса, а не биографии или отдельного факта, постольку необходимо таким образом поставить дело образования, чтобы оно более соответствовало основным потребностям времени». А.Д. Надеждин. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. -- Л., 1954.

Передовые педагоги России обвиняли современную школу в несоответствии стоящим перед обществом задачам, в игнорировании гражданских чувств учащихся, в отсутствии творческого подхода в преподавании; указывали на назревшую потребность в изменении программ по истории и приемов преподавания. Успешность реформирования системы школьного исторического образования ставилась ими в прямую зависимость от определения целей и приоритетов образовательной политики, что предопределило особое внимание широких слоев профессуры и учительства к этой проблеме.

Если Министерство народного просвещения основную цель школьного исторического образования видело в том, чтобы «запечатлеть в памяти учащихся важные исторические факты», то передовые педагоги России полагали, что учащимся «нужно дать не просто фактические сведения, а необходимо представить развитие стран в виде закономерного эволюционного процесса».

Историческая секция Московского общества по распространению технических знаний, работавшая над вопросами преподавания истории в средней школе (1890 г.) отмечала, что обучение истории должно заключаться в «понимании учащимися процесса исторического развития и знания важнейших его моментов и результатов, причем не должны быть упускаемы из виду характеристики эпох, отдельных национальностей и личностей».

В ходе имевшей место на страницах педагогических изданий в начале ХХ в. дискуссии между видными историками-педагогами обозначились различные подходы в понимании ими целей преподавания истории. Профессор А.И.Яроцкий видел их в том, чтобы учащиеся научились систематизировать...

Другие файлы:

Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах
Роль литературы в формировании человека. Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы на примере произведения Набоков...

Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе
Теория преподавания истории Древнего мира. Задачи курса. Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков. Современные подходы в методи...

Методика преподавания математики в средней школе
Пособие является продолжением книги «Методика преподавания математики в средней школе (общая методика)» Колягина Ю. М. и др.. Оно написано в соответст...

Методика преподавания наречий и слов категорий состояния в школе
Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе. Наречие и слова категории состояния как части речи, особенности методики их преподавания в об...

История. Методика преподавания истории в школе
Пособие для учителей и студентов раскрывает актуальные проблемы методики обучения истории, задачи и содержание исторического образования в современной...