Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методика обучения письму глухих детей

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности методических принципов обучения русскому языку детей с отклонениями в развитии. История развития русской сурдопедагогики. Характеристика и содержание современного метода обучения грамоте и письму в школе глухих (подготовительный класс).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Из истории обучения глухих детей языку

1.2 Теоретические основы обучения глухих детей языку

1.3 Особенности методических принципов обучения русскому языку детей с отклонениями в развитии

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2.1 Современный метод обучения грамоте в школе глухих

2.2 Методика обучения письму глухих школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, в личной жизни человека. Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы особенно.

По сравнению с устной речью, письменная более абстрактна с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического сопровождения (мимики, жестов и т.д.), то есть, тех факторы, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она не имеет. Именно поэтому развитие связной письменной речи жизненно необходимо у детей с нарушением интеллектуального развития. В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% глухих детей. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них оказываются не сформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.

Актуальность работы. Данная тема мало изучена и практически не имеет отражение в специальной методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной письменной речи, но практически нет рекомендаций по развитию письменной речи у глухих детей.

Объектом исследования являются дети с нарушенным слухом.

Предмет исследования: процесс обучения письму глухих детей.

Цель работы: выработка у учащихся навыков письма.

Задачи:

1. Рассмотреть историю обучения глухих детей языку.

2. Рассмотреть теоретические основы обучения глухих детей языку.

3. Охарактеризовать содержание современного метода обучения грамоте в школе глухих (подготовительный класс).

4. Охарактеризовать содержание методики обучения письму глухих учащихся (подготовительный класс).

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Из истории обучения глухих детей языку

Решающее значение для понимания сущности и специфики современной системы обучения глухих детей языку имеет анализ исторических путей ее развития и мировоззренческих аспектов сурдопедагогики на наиболее значимых ступенях эволюции культуры. На развитие сурдопедагогической мысли в каждый исторический период оказывает величине общенаучный климат, как в конкретной стране, так и в близлежащих государствах.

Возникновение сурдопедагогических идей уходит корнями в глубокую древность. И в античные времена, и в период средневековья, и в эпоху Возрождения, и в новое время воззрения ученых и практиков на способы и цели обучения глухих формировались под влиянием философии, медицины, естествознания, психологии, физиологии, лингвистики и других наук. распространение новых научных идей, в том числе, связанных с проблемами специальной педагогики, предполагает в воспринимающем науку обществе наличие собственных ценностей и социальных предпосылок, а также соответствующего уровня экономического развития [Аксенова 1973: 56].

В связи со сменой представлений о сущности человека и его предназначении менялось и отношение к глухим детям, к системам их обучения. взгляды на человека как на «божье творение», распространённые вплоть до 18 века, не позволяли людям «вмешиваться в дела господни». Поэтому и в древние времена, и в средние века отношение к глухонемым отличалось либо равнодушием, либо жестокостью. Нередко глухих от рождения уничтожали физически - на кострах инквизиции.

Обогащению сурдопедагогических систем способствовали позитивные сдвиги в развитии общей педагогики, языкознания, психо - физиологии. Так, воспринятое в своё время как максималистское требование Я.А. Коменского «учить всех, всему, обо всём» существенно усилило внимание к проблемам обучения глухих и позволило выработать ряд продуктивных моделей их разностороннего развития.

Аналогичные успехи в разработке способов воспитания и образования глухих отличались в России под влиянием гуманистических идей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.М. Третьякова, А.А. Потебни, И.М. Сеченова и др.

Русская сурдопедагогика многим обязана своему первому крупному теоретику, учителю, инспектору, а затем и директору Петербургского училища для глухонемых В.И. Флери (1800 - 1856), который был для своего времени высокообразованным человеком, преподавал иностранные языки также и в гимназии при университете. В 1835 году был опубликован его знаменитый труд «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их собственному состоянию образования, самым свойственным их природе».

В.И. Флери признавал возможность использования мимики и жестов как вспомогательного средства при обучении глухих чтению с губ, ратовал за использование остаточного слуха для развития восприятия речи; выдвинул требование дифференцированного подхода к глухим и полуоглохшим. обосновал он также и идею раннего начала обучения глухих словесной речи. В методике обучения он шел от развития подражания у детей к сознательному овладению ими речью [Басова 1984: 89].

В своих главных педагогических устремлениях другие русские сурдопедагоги - Г.А. Гурцов, Я.Т. Спешнев, И.Я. Селезнёв, А.Ф. Остроградский, старались проводить в жизнь идеи Флери.

Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку представляют труды русского сурдопедагога-практика, доктора медицины П.Д. Енько (1844 - 1916), который работал и директором Петербургского училища для глухонемых. Им написаны книги «Об обучении глухонемых» (1902) и «Методика обучения глухонемых по естественному способу для родителей и учителей» (1907 - 1912). П.Д. Енько назвал свой метод «естественным». Он разработан с учётом закономерностей естественного хода развития речи у ребёнка, соотносится с законами развития языка. Метод, разработанный П.Д. Енько, базируется на психологическом и лингвистическом принципах.

Крупными деятелями сурдопедагогики конца 19, начала 20 века в России были Н.М. Лаговский и И.А. Васильев. Хотя они в своей практической работе испытывали сильное влияние «чистого устного метода», всё же при этом стремились развивать лучшие традиции отечественной сурдопедагогики.

Н.М. Лаговский придавал большое значение «чувству» языка, которое вырабатывается путём постоянных упражнений, то есть в процессе широко организованной языковой практики. Он рекомендовал учителю глухонемых поставить целью выработать такое «чувство» языка у своих учеников. Для этого, считал он, необходимы систематические беседы, устные и письменные пересказы и чтение. В программах, разработанных им, указывалось, что все грамматические формы усваиваются попутно с чтением, составление рассказов, описаниями и в контексте предложений.

И.А. Васильев в «Методике» обучения глухонемых речи, письму и чтению», вышедшей в 1990 году, высказал свою точку зрения на процесс овладения речью в норме и при нарушенном слухе. Он решительно возражал против того мнения, что речь слышащего ребёнка является его собственным созданием. Он считал, что ребёнок хранит в своей памяти готовые фразы и образует новые формы, строит новые высказывания по образцам уже известных ему фраз, а не творит их заново по законам грамматики. И.А. Васильев рекомендовал приучать и глухонемого ребёнка проводить такую же работу над языком, основанную на законах ассоциации.

Главный импульс развитию сурдопедагогики придали общепсихологические и дефектологические идеи Л.С. Выготского. Раскрывая вопрос о месте обучения языку в общей системе воспитательно-образовательной работы с глухими. Л.С. Выготский чётко обозначил задачи речевого развития учащихся. «Речь - писал он - всегда есть плюс ещё нечто, речь как часть целого поведения, поступка, действия, опыта». При этом он был убеждён, что в проблеме речи «как в фокусе...

Другие файлы:

Методика обучения глухих звукопроизношению
В основу пособия положено методическое наследие К.А.Волковой об особенностях обучения глухих детей произношению, дополненное и модифицированное ее уче...

Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей
Специальная методика обучения письму детей 6-7 лет. Методика учитывает особенности ребят, у которых недостаточно сформирована моторика, зрительное и з...

Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения
В монографии обобщаются результаты экспериментальных исследований процесса формирования конструктивных, художественно-изобразительных, математических...

Особенности обучения детей в билингвальных условиях
Сущность билингвального обучения детей. Выявление специфических трудностей обучения чтению и письму младших школьников-билингвов. Методика выявления н...

Специальное образование Франции. Современное состояние
Первые опыты обучения аномальных людей во Франции. Опыты обучения детей с нарушением слуха. Парижский национальный институт глухих. Обучение слепых де...