Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методика обучения курсу "Основы предпринимательства"

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Появление предпринимательства в России. Актуальность изучения предпринимательства в средней школе. Состояние программ по основам предпринимательства на этапе модернизации образования; разработка курса с применением метода проектов для учащихся 10 класса.
Краткое сожержание материала:

99

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Петрозаводский государственный университет"

Институт педагогики и психологии

Кафедра технологического образования Специальность 030600 "Технология и предпринимательство"

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Методика обучения курсу "Основы предпринимательства"

Работу выполнил

Матеро Юрий Сергеевич

Научный руководитель

Вяжевич Сергей Степанович

Петрозаводск

2014г.

Оглавление

предпринимательство школа образование учащийся

  • Введение
  • Глава 1. История развития предпринимательства в России
    • 1.1 Появление и развитие предпринимательства в России
    • 1.2 Актуальность изучения основ предпринимательства в средней школе
    • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Школьные программы по предпринимательству в России
    • 2.1 Состояние программ по предпринимательству для школьников на этапе модернизации образования
    • 2.2 Метод проектов в обучении школьников предпринимательству
    • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Практическое применение метода проектов в курсе "Основы предпринимательства"
    • 3.1 Изучение интереса школьников к курсу "Основы предпринимательства"
    • 3.2 Разработка курса "Основы предпринимательства" с применением метода проектов для учащихся 10 класса
    • Выводы по третьей главе
  • Заключение
    • Библиографический список
    • Приложение

Введение

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].

Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.

Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника. Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи [20].

Цель исследования: разработать методику преподавания предпринимательства для учащихся 10 классов, используя современные методы преподавания.

Объект исследования: психологические и педагогические основы обучения школьников.

Предмет исследования: обучение школьников основам предпринимательству.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что учебный процесс курса "Основы предпринимательства" для учащихся 10 классов может быть успешно осуществлён и эффективно реализован, если будут:

- выявлены современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России;

- определены современные методы преподавания предпринимательства;

- учтены психолого-возрастные особенности обучаемых;

- разработана методика преподавания курса;

- сформирована материальная база для реализации курса.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом, а также сформулированной гипотезой в исследовании решались следующие основные задачи:

1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России.

3. Определить современные методы преподавания предпринимательства.

4. Выявить интерес учащихся к курсу "Основы предпринимательства".

5. Разработать методику преподавания курса "Основы предпринимательства" для учащихся 10 классов, применяя метод проектов.

Методы исследования:

1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;

2.Эмпирические: - анализ существующих методов преподавания;

- анализ познавательного интереса учащихся к курсу "Основы предпринимательства";

3.Интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных данных.

Этапы исследования:

1 этап (сентябрь 2013 - декабрь 2014): формулировка темы выпускной квалификационной работы; ее утверждение, составление научного аппарата исследования; сбор материала по научной проблеме, изучение литературных источников.

2 этап (январь 2014 - март 2014): обобщение педагогического опыта, уточнение гипотезы исследования.

3 этап (апрель 2014 - май 2014): обобщение полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.

Глава 1. История развития предпринимательства в России

1.1 Появление и развитие предпринимательства в России

Как экономическое явление предпринимательство известно с глубокой древности, хотя как самостоятельное понятие (экономическая категория) оно было вычленено лишь в XVII веке, когда мировое хозяйство вступало в индустриальную эпоху. В этот период начинается особое бурное развитие предпринимательства [15, с.11].

Древнерусское государство, созданное в конце IX века, складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути "из варяг в греки". Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры [14, с.13].

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре).

Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности [15, с.24].

Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений [15, с. 28].

С XVI в. в Московском государстве начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства благодаря усилиям столичного купечества. Появляются династии предпринимателей. Первой из них считается род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками.

Примером российского предпринимательства является деловая жизнь монастырей. Монастырские колонии в Кирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Соловецком монастырях становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности и демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Из свидетельств историков можно узнать, что российским предпринимателям издавна были свойственны сочетание расчетливости и фантазии, напряженного труда и умения отдохнуть, стремление проявить себя, наличие глубокого самоанализа [1, с.7].

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси характеризовался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII -- начале XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. По поводу предпринимательского кредита на Руси было...

Другие файлы:

Методика обучения элективному курсу "Adobe Photoshop" старших школьников с нарушениями слуха
Специфика обучения курсу Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха. Анализ концепций обучения компьютерной графике в школьном курсе информатики....

Проблемные методы обучения
Сущность и особенности проблемного обучения. Место проблемного обучения в педагогических концепциях. Концептуальные основы проблемного обучения. Метод...

Методика преподавания экономических дисциплин
Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностейСодержаниеЛекция 1. Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин Л...

Разработка модели обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе
Теоретические основы модульной системы обучения, сущность и принципы модульного обучения и условия их реализации. Организация учебно-воспитательного п...

Основы предпринимательства
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАЛекция N 1 Мухаровского Н.В.Концепции и сущность предпринимательстваТеория предпринимательства развивалась с развитием хозяй...