Методика обучения курсу "Основы предпринимательства"
Краткое сожержание материала:
99
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Петрозаводский государственный университет"
Институт педагогики и психологии
Кафедра технологического образования Специальность 030600 "Технология и предпринимательство"
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Методика обучения курсу "Основы предпринимательства"
Работу выполнил
Матеро Юрий Сергеевич
Научный руководитель
Вяжевич Сергей Степанович
Петрозаводск
2014г.
Оглавление
предпринимательство школа образование учащийся
- Введение
- Глава 1. История развития предпринимательства в России
- 1.1 Появление и развитие предпринимательства в России
- 1.2 Актуальность изучения основ предпринимательства в средней школе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Школьные программы по предпринимательству в России
- 2.1 Состояние программ по предпринимательству для школьников на этапе модернизации образования
- 2.2 Метод проектов в обучении школьников предпринимательству
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Практическое применение метода проектов в курсе "Основы предпринимательства"
- 3.1 Изучение интереса школьников к курсу "Основы предпринимательства"
- 3.2 Разработка курса "Основы предпринимательства" с применением метода проектов для учащихся 10 класса
- Выводы по третьей главе
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение
Введение
Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.
На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.
Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника. Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи [20].
Цель исследования: разработать методику преподавания предпринимательства для учащихся 10 классов, используя современные методы преподавания.
Объект исследования: психологические и педагогические основы обучения школьников.
Предмет исследования: обучение школьников основам предпринимательству.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что учебный процесс курса "Основы предпринимательства" для учащихся 10 классов может быть успешно осуществлён и эффективно реализован, если будут:
- выявлены современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России;
- определены современные методы преподавания предпринимательства;
- учтены психолого-возрастные особенности обучаемых;
- разработана методика преподавания курса;
- сформирована материальная база для реализации курса.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом, а также сформулированной гипотезой в исследовании решались следующие основные задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России.
3. Определить современные методы преподавания предпринимательства.
4. Выявить интерес учащихся к курсу "Основы предпринимательства".
5. Разработать методику преподавания курса "Основы предпринимательства" для учащихся 10 классов, применяя метод проектов.
Методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;
2.Эмпирические: - анализ существующих методов преподавания;
- анализ познавательного интереса учащихся к курсу "Основы предпринимательства";
3.Интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных данных.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2013 - декабрь 2014): формулировка темы выпускной квалификационной работы; ее утверждение, составление научного аппарата исследования; сбор материала по научной проблеме, изучение литературных источников.
2 этап (январь 2014 - март 2014): обобщение педагогического опыта, уточнение гипотезы исследования.
3 этап (апрель 2014 - май 2014): обобщение полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Глава 1. История развития предпринимательства в России
1.1 Появление и развитие предпринимательства в России
Как экономическое явление предпринимательство известно с глубокой древности, хотя как самостоятельное понятие (экономическая категория) оно было вычленено лишь в XVII веке, когда мировое хозяйство вступало в индустриальную эпоху. В этот период начинается особое бурное развитие предпринимательства [15, с.11].
Древнерусское государство, созданное в конце IX века, складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути "из варяг в греки". Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.
Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры [14, с.13].
Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре).
Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности [15, с.24].
Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений [15, с. 28].
С XVI в. в Московском государстве начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства благодаря усилиям столичного купечества. Появляются династии предпринимателей. Первой из них считается род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками.
Примером российского предпринимательства является деловая жизнь монастырей. Монастырские колонии в Кирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Соловецком монастырях становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности и демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Из свидетельств историков можно узнать, что российским предпринимателям издавна были свойственны сочетание расчетливости и фантазии, напряженного труда и умения отдохнуть, стремление проявить себя, наличие глубокого самоанализа [1, с.7].
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси характеризовался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII -- начале XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. По поводу предпринимательского кредита на Руси было...
Методика обучения элективному курсу "Adobe Photoshop" старших школьников с нарушениями слуха
Специфика обучения курсу Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха. Анализ концепций обучения компьютерной графике в школьном курсе информатики....
Проблемные методы обучения
Сущность и особенности проблемного обучения. Место проблемного обучения в педагогических концепциях. Концептуальные основы проблемного обучения. Метод...
Методика преподавания экономических дисциплин
Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностейСодержаниеЛекция 1. Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин Л...
Разработка модели обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе
Теоретические основы модульной системы обучения, сущность и принципы модульного обучения и условия их реализации. Организация учебно-воспитательного п...
Основы предпринимательства
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАЛекция N 1 Мухаровского Н.В.Концепции и сущность предпринимательстваТеория предпринимательства развивалась с развитием хозяй...