Методика изучения раздела "Электротехника и электроника" в образовательной области "Технология"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности технологического образования в школе
1.1 Понятие и характеристика образовательной области «Технология»
1.2 Условия реализации технологического образования
1.3 Методы изучения раздела «Электротехника и электроника» с обучающимися 8 класса
Глава 2. Методические рекомендации при изучении раздела «Электротехника и электроника» в 8 классе
2.1 Программа раздела «Электротехника и элеткроника»
2.2 Календарно-тематический план раздела «Электротехника и элетроника» для обучающихся 8 класса
2.3 План-конспект урока по технологии на тему «Электрические цепи»
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы: структуре в образовательной области «Технология» популярностью пользуется электротехническое направление.
Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных организаций нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями обучающихся. Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали обучающихся в исследовательскую деятельность.
Методика изучения предмета "Технология" требует разработки соответствующего учебно-методического обеспечения, которое учитывает широкую потребность содержания, практико-ориентированную направленность, сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности обучающихся.
Раздел "Электротехника и электроника" является одним из самых сложных разделов изучения.
Его основные задачи:
- ознакомление обучающихся с направлениями "электротехника", "радиоэлектроника", "электронная автоматика" и их техническими приложениями;
- расширение знаний в области данных наук; ознакомление с тенденциями развития электротехники, радиоэлектроники, микроэлектроники и их применением;
- формирование и развитие творческих способностей, потребности в творческом подходе к любому делу, рационализации и изобретательстве;
- подготовка к осознанному выбору профессии.
Раннее ознакомление обучающихся с элементами электротехники обусловлено условиями самой жизни. Произошли глубокие изменения в быту, дети чрезвычайно рано сталкиваются с электрическими явлениями и электротехническими устройствами: осветительными и нагревательными приборами, приборами для приготовления пищи, с электрическими игрушками, которые их интересуют больше всего прочего и т.д.
Электрические игрушки, вызывающие особенно большой интерес, способствуют развитию любознательности и творческой активности. На примере игрушки ребенок знакомится с простейшими электрическими цепями и их элементами: источниками тока, лампочкой, двигателем, выключателем, резистором и т.д. Необходимо помочь младшим школьникам разобраться в простейших электрических устройствах с тем, чтобы они ради удовлетворения своего любопытства не ломали игрушки, а были способны устранять в них простейшие неисправности, производить замену источника питания, электрической лампочки, восстанавливать нарушенный контакт и т.д. Возможно, что именно на базе электрические игрушки сформируется устойчивый интерес к одной из увлекательнейших областей знания - к электронике и электротехнике.
Введение этого раздела способствует также расширению кругозора детей, развитию их мышления, формированию познавательного интереса и накоплению политехнических знаний. Необходимо помнить, что электрификация быта не только облегчает наш труд в домашнем хозяйстве, создает комфортные условия жизни, но она является и источником дополнительного травматизма, связанного с эксплуатацией электротехнических устройств. Поэтому даже в пределах этого небольшого курса необходимо обратить внимание на правила обращения с электрическими приборами и источниками напряжения в домашних условиях.
Целью нашей курсовой работы является: изучение методики преподавания раздела "Электротехника и электроника" в образовательной области «Технология».
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить особенности технологического образования в школе;
2. Исследовать и проанализировать методическую литературу
разработать методику организации работы по разделу
« Электротехника и электроника»;
3. Рассмотреть методы изучения раздела «Электротехника и электроника»;
4. Разработать календарно-тематический план;
5. Разработать планы конспекты уроков.
Предмет исследования: особенности методики изучения раздела «Электротехника и радиоэлектроника».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
База исследования: Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» технологический факультет.
Глава 1. Особенности технологического образования в школе
1.1 Понятие и характеристика образовательной области «Технология»
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний с учетом природо - и культуросообразности. Эта сфера технологического преобразования действительности составляет в самом общем виде содержательную специфику технологического образования как неотъемлемую и обязательную часть общего образования.
Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Главная суть преобразования -- в объективных требованиях, обусловливающих необходимость разработки новых подходов к трудовой и технологической подготовке молодежи. Эти объективные требования вызваны изменениями в мировом общественном производстве в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека. Главными в современном производстве становятся работа с новой информацией, черпаемой из единого мирового информационного пространства, и творческие решения постоянно возникающих производственных задач.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) [1, стр.8].
Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой.
Образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных нововведений:
1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применяемости при трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются пониманием значения качества собственной подготовки.
2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Школьники должны осознать ответственность за собственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.
3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства, у него появляются качества активного участника процесса познания. Это индивидуум, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.
4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный [1.стр.7].
Главная цель образовательной области «Технология» -- подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Методика изучения раздела "Технология обработки ткани" в 5 классе
Сущность и направления модернизации технологического образования школьников в России. Методы, формы и средства изучения раздела "Технология обработки...
Лабораторный практикум по курсу Общая электротехника и электроника
Практикум включает описание лабораторных работ, содержание которых отражает тематику основного раздела курса «Общая электротехника и электроника». Рас...
Электротехника, электроника, электрооборудование
Учебник по курсу "Электротехника, электроника, электрооборудование" подготовлен в соответствии с программой для студентов металлургических специально...
Электротехника и электроника. Электрические измерения и основы электроники
Книга является третьей частью учебника «Электротехника и электроника», предназначенного для электротехнической подготовки бакалавров и инженеров не эл...
Методика преподавания подраздела "Электротехника" в девятом классе
Сущность, понятие, этапы и содержание технологического образования школьников. Методика организации работы, методы, формы и средства изучения, планиро...