Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Мелкая моторика у детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у детей с речевыми нарушениями с использованием методик Л.А. Венгера, Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Категориальный анализ понятий "развитие", "мелкая моторика", "графический навык", "речь". Проблема развития мелкой моторики у старших дошкольников. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет. Особенности развития речи и речевые нарушения у детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание.

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

1.1 Категориальный анализ понятий «развитие», «мелкая моторика», «графический навык», «речь»

1.2 Проблема развития мелкой моторики у старших дошкольников в физиологии

1.3 Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в педагогике и психологии

1.4 Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

Глава 2. Особенности развития речи у детей

2.1 Речевое развитие детей 6-7 лет

2.2 Некоторые речевые нарушения у детей

Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями и у детей с нормальным речевым развитием

3.1 Цель, задачи и методики исследования

3.2 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением человека.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Актуальность проблемы развития руки заключается в том, что современные дети утратили способность выполнять разнообразные мелкие движения руками. Перед педагогами стоит задача с помощью графических навыков развить мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: В ходе изучения теоретического материала установлено, что дети старшего дошкольного возраста, у которых не развита мелкая моторика рук, испытывают трудности в речевом развитии. Также в научной литературе редко встречается стандартизированный методический инструментарий для исследования овладения старшими дошкольниками графическими навыками.

Объектом является процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются графические навыки как способ развития мелкой моторики старших дошкольников.

Цель: Изучение мелкой моторики у детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у детей с речевыми нарушениями с использованием методик Л.А. Венгера, Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;

2. Изучить мелкую моторику у детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи с помощью графических методов.

Гипотеза: у детей 6-7 лет отмечаются особенности в развитии мелкой моторики, такие как недостаточное развитие мелких мышц кисти, быстрая утомляемость руки во время рисования, письма. Однако специально организованная работа по развитию мелкой моторики, основанная на ежедневных упражнениях будет способствовать развитию этих навыков.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдения за мелкой моторикой у детей 6-7 лет, количественный и качественный анализ результатов.

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

1.1 Категориальный анализ понятий «развитие», «мелкая моторика», графический навык», «речь»

Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей старшего возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям.

Поясним понятие «развитие». Данное слово встречается во многих научных исследованиях. Им пользуются и психологи, когда говорят о становлении психических процессах, о формировании какой-либо деятельности, это слово всегда можно услышать от педагогов, которые в процессе воспитания и обучения обязательно развивают ребенка, это слово хорошо знакомо и медицинским работникам, так как в процессе роста человека неизменно идет его развитие.

В психологических словарях понятие «развитие» звучит как: «универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава и структуры»[19].

В Малой Советской энциклопедии данное понятие раскрывается так: «развития - это движение от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождения нового…».

С данными определениями нельзя не согласиться. Так как каждый специалист, начиная свою работу, действительно хочет добиться положительного результата. В процессе работы либо объект получает развитие, либо сам специалист, пытаясь получить высокие результаты, совершенствует свои умения, приобретает новые знания, то есть развивается, происходит движение вперед по восходящей линии.

Исследовав научную литературу на предмет понятия «мелкая моторика» возникают трудности с определением данного словосочетания. Точного понятия не дает ни один физиолог, ни психолог.

В медицинской энциклопедии дано понятие «моторика - это двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей».

Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.

Графический навык - это элементарные действия руки, когда с помощью карандаша или ручки наносятся определенные рисунки, которые в дальнейшем помогут овладеть навыками письма. Следует обратить внимание, что навыки - это такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав.

Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка.

В «Справочнике для логопеда» даны следующие определения: «Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга» [22].

1.2 Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в физиологии

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики.

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению И.П. Павлова развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением [18].

В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев указывал на то, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга [2].

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, пальцев помогает совершенствовать и движения артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

А.Р. Лурия, анализируя акты произвольных движений, отмечал, чт...

Другие файлы:

Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи
Особенности межличностных отношений у детей с нормальным речевым развитием. Особенности межличностного общения детей-логопатов. Коммуникабельный тип с...

Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Характеристика детей с речевыми нарушениями. Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. Обзор диагностических методик,...

Особенности интеллектуального развития старшего дошкольника с речевыми нарушениями
В соответствии с тенденциями общественного развития, обусловившими возникновение современной образовательной ситуации, когда в массовую школу приходит...

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения, дыхания и голоса детей с дизартрией при ДЦП
Особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, отличающие их от детей с нормальным речевым развитием. Логопедическое экспериментальное обуч...

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
В предлагаемом пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями.При использовании методик обследования особое внимание уделялось...