Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Малый город как фактор социализации личности

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Положительная динамика малого города на социализацию личности. Анализ объективных параметров микросоциума. Некоторые проблемы связанные с социализацией личности в малом городе. Социально-экономические исследования проблем малого города в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Минобрнауки России

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Педагогический факультет

Кафедра педагогики

Реферат

по социальной педагогике:

Малый город как фактор социализации личности

Выполнила: студентка 5 курса

ЗФО ППЗс-51

специальности «Педагогика и психология»

Корзова Вера Алексеевна

Преподаватель: Симонова Г.И.

КИРОВ 2013

Содержание

Введение

1. Положительная динамика малого города на социализацию личности

2. Некоторые проблемы связанные с социализацией личности в малом городе

Заключение

Литература

Введение

город личность социализация

К проблемам первостепенной важности в любом обществе относится изучение особенностей социализации полноценно функционирующей личности. Социализация представляет собой одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. В процессе социализации происходит формирование личности.

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его жизненного пути, который определяется как история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения [5]. Личностное развитие ребенка как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных традициях того народа, представителем которого он является. Согласно А.В. Петровскому, сама социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок [6].

По мнению ученых, усложняется и сам процесс социализации, идущий под влиянием и во взаимодействии человека с многообразными факторами, функции и значимость которых в целом и на различных этапах становления личности не только взаимодополняемы и симбиотичны, но и часто противоречивы.

Как в отечественной науке, так и за рубежом накоплен фундаментальный психолого-педагогический материал, касающийся различных аспектов социализации ребенка, его социального развития и становления как индивидуального субъекта общественных отношений (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). При этом одной из характеристик современного этапа развития психологической науки является устойчивая тенденция к изучению социально-психологических факторов социализации, которые способны оказывать непосредственное влияние на воспитание и развитие личности ребенка (С.А. Беличева, В.Г. Крысько, Д. Майерс, А.Н. Сухов и др.). Так, психологические исследования И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной и других ученых связаны с изучением региональных и этнических факторов социализации подрастающего поколения.

На сегодняшний день актуальными являются вопросы, связанные с особенностями развития и формирования личности в конкретных социокультурных условиях. К ним относится и проблема малого города и его социализирующего потенциала. В отечественной науке долгое время не уделялось должного внимания изучению малых городов и их социально-психологической специфике, а известные на настоящий момент немногочисленные исследования малых городов касаются в большей степени географических, экономических или статистико-демографических вопросов. И лишь в последние годы появилось несколько исследовательских трудов (авторами которых являются, как правило, работники управленческой, социальной и образовательной сфер, т.е. специалисты-практики, непосредственно участвующие в разрешении многочисленных проблем социального комплекса на местах) в которых, однако, не всегда усматривается опора на понимание самого малого города как особой, уникальной, среды.

Как справедливо отмечает М.В. Никитский, остается не исследованными социализирующие возможности малого города, эффективные социально-психологические и педагогические условия повышения позитивности социализации детей и подростков. Безусловно, все эти исследовательские пробелы препятствуют осуществлению успешной социализации учащихся в малом городе [4].

1. Положительная динамика малого города на социализацию личности

В современной России более 70% населения составляют горожане. Население каждого города представляет собой социально-территориальную общность, выполняет определенные субъектные функции по отношению ко всей государственной социальной системе. В настоящее время в малых городах проживает значительная часть населения. Закономерно, что проблемы социального развития малых городов имеют свои особенности, без глубокого исследования которых нельзя повысить эффективность управленческих решений, направленных на оптимизацию жизнедеятельности населения этих городов.

При определений понятий малый город следует учитывать такие критерии, как величина (численность населения), количество и масштабы функций города (основная деятельность большинства жителей), архитектурно-планировочная среда, развитие социальной и рыночной инфраструктуры, мощность сетей коммунально-бытового, торгового, культурного, образовательного, информационного обслуживания, потребность в транспорте.

Существенно отличаясь от крупных городов, малый город создает специфические условия для социализации своих жителей, и, в частности, для учащихся. Основными признаками малого города, как фактора социализации, традиционно принято считать:

· количество жителей (до 50 тыс.);

· наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум;

· специфический социально-психологический климат;

· занятость населения в несельскохозяйственных сферах.

Обычно малый город, в отличие от средних и крупных, имеет одну или две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, обслуживания крупных городов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей. В малом городе население профессионально дифференцировано, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, медицинских, административных, торговых и других.

Современные малые города являются, как правило, центрами обширной сельской периферии и концентрации производства (очаг добычи сырья и его переработки, многопрофильные отрасли, локальные рынки, экономический, научный, технический, рекреационный, демографический потенциалы). Но они могут развиваться также как культурно-деловые центры, центры туризма, услуг, научно-исследовательские центры.

Рассмотрение специфических особенностей социализации человека в малом городе необходимо осуществлять, исходя из анализа объективных параметров микросоциума, границы которого, по мнению специалистов, совпадают с границами самого города. Микросоциум - это действующая общность, включающая семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные организации и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей. При этом очевидно, что влияние микросоциума на процесс социализации детей, подростков, юношей зависит как от его объективных характеристик, так и от субъективных характеристик самого человека. В структуре объективных параметров микросоциума малого города, взятой из социально-педагогических источников за основу изучения малого как социокультурного феномена, выделяется такая характеристика, как социально-психологический климат, определяющийся соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни и ценностной направленностью в поведении. Однако в ходе научного исследования социальной составляющей микросоциума малых городов мы неоднократно сталкивались с необходимостью изучения особенностей некоторых социальных явлений и феноменов, специфика которых выходит за рамки круга проблем, включенных в характеристику понятия социально-психологический климат.

В соответствии с этим было решено ввести иной, более общий параметр - социальный климат, включающий в себя понятие социально-психологического климата (или микроклимата), а также имеющий в себе другие, весьма важные для понимания провинциального микросоциума социальные процессы и явления. В социально-педагогическом плане социальный климат предполагает рассмотрение его как комплекса социальных явлений и отношений, влияющих на социализацию личности, находящейся в зоне его действия. В отличие от социально-психологической атмосферы (термин социальной психологии), характеризующейся ситуативностью, социальный климат - это относительно устойчивый социальный феномен. Рассмотрим те социальные процессы и феномены, которые формируют и определяют социальный климат провинциального микросоциума.

Чтобы иметь адекватное представление о социальном климате микросоциума, необходимо иметь в виду особенности образа жизни его населения. Категория «образ жизни» весьма часто встречается в гуманитарных исследованиях, поскольку охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества...

Другие файлы:

Досуг как фактор социализации личности в российской современной повседневности
Личность и основные факторы ее развития. Социализация личности и ее формирование. Повседневность в системе социализации личности. Досуг как фактор пов...

Социализация личности
Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализаци...

Ценности культуры и проблема социализации личности
Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой...

Особенности социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения
Определение, основные факторы и механизмы социализации. Становление личности дошкольника в контексте социального окружения. Влияние особенностей семей...

Этапы и механизмы социализации личности
Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности...