Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Выпускная квалификационная работа
Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией
Исполнитель
Притчина Ольга Михайловна,
Студент _51 zs группы
Научный руководитель
Артемьева Татьяна Павловна,
Кандидат педагогических наук, доцент
Екатеринбург 2014
ВВЕДЕНИЕ
Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфий это явление нередкое в начальной школе, а также имеют большое значение в науке и практике. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.
При анализе дисграфий педагоги выделяют их разные варианты, в основе которых лежат такие механизмы, как трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и др. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы. А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и другие указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен существованием в настоящее время большого количества учащихся младших классов, у которых существует проблема дисграфии.
Актуальность работы связана с организацией большого количества групп дошкольной системы обучения с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У этой группы детей, поступающей в школу, недостатки в устной речи переходят в речь письменную.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что в общеобразовательной школе у некоторых детей младшего школьного возраста, письмо имеет специфические особенности, отличающие процесс письма от письма других детей.
Целью выпускной квалификационной работы является: выявление типологических ошибок письма учащихся младших классов; определить основные направления коррекционной логопедической работы по устранению недостатков письменной речи данной категории детей.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
-изучить психологическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную литературу по проблеме исследования;
-провести констатирующий эксперимент;
-провести обучающий эксперимент;
-определить направления коррекционной логопедической работы для данной группы детей.
Предметом исследования служат: специфические ошибки письма и особенности устной речи детей начальных классов общеобразовательных школ. Объектом исследования являются: письменные работы и устная речь младших школьников общеобразовательных школ.
Мы предположили, что ошибки на письме зависят от той недостаточности, которая их определяет. В связи с тем, что природа этих дефектов различна, необходимо дифференцировать методы и приемы коррекционной работы.
В процессе нашей работы использовали следующие методы:
-теоретический (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования);
-эмпирический (проведение констатирующего педагогического эксперимента, анкетирование родителей с целью сбора анамнеза, проведение обучающего и контрольного экспериментов);
- интерпретационный (выявление детей с нарушениями устной и письменной речи).
Полученные результаты были подвергнуты обработке с помощью методов математической статистики.
База исследования: МКОУ СОШ №3, г. Кировграда, Свердловской обл.
Методологическая основа исследования:
-взгляды Л.С. Выготского о единстве развития речи и психических функций;
-принципы анализа речевых патологий, разработанных Р.Е. Левиной;
-учение П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Структура выпускной квалификационной работы на тему «Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией» состоит из:
- введения, в котором обоснована актуальность проблемы, определены цель, задачи исследовательской работы;
- главы 1, в которой проведен анализ психологической, психолингвистической и специальной литературы по проблеме исследования, а также рассматривается развитие процесса письма в норме и при псевдобульбарной дизартрии у детей младшего школьного возраста;
- главы 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента, а также проведено обследование устной и письменной речи и анализ результатов данного обследования;
- главы 3, в которой проведен обучающий эксперимент, рассмотрены принципы и методы, направления и этапы коррекционной работы, а также описаны результаты коррекционно-педагогического обучения;
- заключения, где даётся теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, речедвигательным, зрительным, двигательным [37].
В понятие «письменная речь» в качестве равноправных входят чтение и письмо. Русское письмо относится к алфавитным системам письма, т.е. звуки устной речи обозначаются определенными буквами. Так как устная и письменная форма речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но также, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, таким образом, ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения [10].
Достаточно полно рассмотрена функциональная система письма А.Р. Лурия [37]. Он отмечает, что письмо обеспечивается согласованной деятельностью затылочной, теменной областей коры, височной области левого полушария мозга, являющихся корковыми отделами анализаторных систем, а также передних отделов коры головного мозга, связанных с организацией протекания движений во времени, с выработкой и сохранением двигательных навыков. А.Р. Лурия определил психофизиологическую структуру письма:
-возникновение мотива к письменной речи;
-создание замысла (о чем писать?); на его основе создания общего смысла (что писать?) содержания письменной речи;
-анализ звукового состава слова, подлежащего записи [49].
Первое условие - определение последовательности звуков в слове, второе - уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции (проговаривание). Проговаривание помогает уточнить звуковой состав слова:
-перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов. (Это возможно благодаря взаимодействующей работе ряда анализаторных систем).
-«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Л.С. Цветкова указывает, что психологический уровень организации письма реализуется за счет работы лобных отделов мозга; психофизиологический - обеспечивается совместной работой заднелобных нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов; лингвистический уровень (выбор нужных звуков, слов, синтаксиса) обеспечивается совместной работой передней и задней речевых зон, отвечающих за синтагматику и парадигматику речи. Автор отмечает, что письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие [58].
Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный [10] .
В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) а...
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения, дыхания и голоса детей с дизартрией при ДЦП
Особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, отличающие их от детей с нормальным речевым развитием. Логопедическое экспериментальное обуч...
Формы и методы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией
Теоретические основы, причины, механизмы и симптомы нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией. Общая характеристика и оценка э...
Логопедия: нарушения звукопроизношения
Логопедическая работа как средство преодоления нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Системная логопедич...
Формы и методы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией
В данной работе проделана экспериментальная работа по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией. В результате исслед...
Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста путем компьютерных технологий
Теоретические основы проблемы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста путем компьютерных технологий. Организация логопедической работы...