Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Культура педагогического труда

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности, виды и структура культуры педагогической деятельности. Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога. Формы проявления творческих умений учителя в играх. Сущность значения творческой индивидуальности в работе.
Краткое сожержание материала:

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра общей педагогики и истории образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Культура педагогического труда»

Выполнила: студентка 133 гр.

филологического факультета

Сибгатова С.И.

Проверила: к.п.н.; доцент

Хабибуллина Л.К.

Набережные Челны - 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ …..………………………………………..……………....5

1.1. Особенности культуры педагогической деятельности ……………..5

1.2. Структура педагогической культуры ………………………...……...9

1.3. Профессионально обусловленные требования к культуре педагога………………………………………………………………..................15

Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………...21

2.1. Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога……………………………………………………..21

2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога ……...24

2.3. Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры………………………………………………………………………….29

2.4. Проявление творческих умений учителя в играх…………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.

Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка.

При всем различии педагогических профессий у них есть об-щая цель, свойственная педагогической деятельности, -- приоб-щение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляет-ся специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, «предназначение которой -- сотворение и самоопределе-ние личности в культуре, утверждение человека в человеке».

Творческая индивидуальность и культура педагогического труда - две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Формирование профессионального мастерства - это работы культуры педагога. Культура и индивидуализация - взаимообуславливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность, без творческой индивидуальности становление культуры педагога односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. Об этом более подробно будет рассмотрено во второй главе практической части курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1) Рассмотреть и объяснить соотношение понятий "профессиональная культура" и "педагогическая культура";

2) Определить особенности профессиональной компетентности и культуры педагога;

3) Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентов профессионально-педагогической культуры;

4) Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческой индивидуальности

5) Рассмотреть методы проявления культуры педагога в процессе игры

В написании данной темы изучались труды следующих авторов: Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Левина М.М., Гильманова С.

Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.1. Особенности культуры педагогической деятельности

Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура"№ отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях". В понятие "культура личности" мы включаем также степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека
можно вычленить его нравственную, бытовую, профессиональную, гуманитарную и научно-техническую культуру.

Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненной деятельности творческие способности каждого индивида, его эрудицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральную ответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровень владения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейших показателей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, по свидетельству психологов (Э.Торидайка и др.)І, характеризует также уровень развития интеллекта. Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могу непосредственно и не относиться к конкретной его специальности. Очевидно также, что прежде

--------------------

№ Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000.- стр. 25

І Там же, стр. 26

всего от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся; культура педагога значима не только для него одного.

Помимо названных выше сторон культуры человека и общества существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компе-тентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практичес-кой готовности в целостной структуре личности и характери-зует его профессионализм (Л.И. Мищенко).

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную мо-дель компетентности педагога, отображая научно обоснован-ный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретичес-кого и практического опыта.

Содержание педагогического образования как целое может быть рассмотрено поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-цен-ностного отношения к педагогической действительности. Вза-имосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последую-щие невозможны без предшествующих.

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвое-ние знании (накопление информационного фонда) -- не само-цель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии"№, т.е. умений и навыков -- главного критерия про-фессиональной готовности.

В каком соотношении находятся профессиональная компе-тентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. От-вергая утверждения о предопределенности педагогического мас-терства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.

Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению - это знание педагогического процес-са, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педаго-гической техники, в то время как это лишь один из внешне про-являющихся компонентов мастерства.

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение пе-дагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над...

Другие файлы:

Научная организация педагогического труда
Основы, сущность, законы и принципы научной организации педагогического труда. Теория и практика управления процессом, комплексный подход и опыт деяте...

Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогического мастерства учителей
Перспективный педагогический опыт – один из важнейших резервов совершенствования урока, повышение результативности педагогического труда. Эффективное...

Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования
Понятие и черты педагогического такта, его основная функция - регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций. Концепции педагогическ...

Проблема гуманизации школьного образования
Что такое гуманитарная культура педагога. Проблема гуманизации школьного образования. Гуманизация педагогического процесса как цель психологической сл...

Педагогическая культура офицера
Педагогическая культура военного командира, её значение для офицерского состава. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. Тво...