Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя

Тип: доклад
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Роль формирования критического мышления в период расширения информационного пространства. Место критического мышления в педагогической среде. Применение модуля "Обучение критическому мышлению" для развития у учеников навыков критического мышления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Школа-гимназия №1

Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя

Учитель английского языка

Рустимова Салтанат Галимжановна

"Впервые в Казахстане осуществляется международный проект организации курсов повышения квалификации совместно с Факультетом образования университета Кембридж в Великобритании. Главным результатом составляющих новой системы будет обеспечение единого концептуального подхода к повышению квалификации педагогов." (сайт www.cpm. kz)

"Ожидаемые результаты настоящей Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться. Результатом будут независимые, самомотивированные, уверенные, ответственные ученики с развитым критическим мышлением, умеющим свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях." (Руководство для учителей. Стр.119)

В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя, а также "мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)

Термин "критическое мышление" используется в педагогической среде не один десяток лет и разные педагоги осмысливают это понятие по-разному. Для большинства преподавателей и методистов критическое мышление означает мышление "высшего порядка" - высшего в том смысле, что оно находится на последней, высшей ступени иерархии познавательных способностей по системе Бенджамина Блума. Для себя за основу я взяла теорию осмысленного обучения Л.С. Выготского "…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим." (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Для творческого сотрудничества со своими учениками и развития навыков критического мышления, предполагающих готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям на своих уроках я стала применять модуль "Обучение критическому мышлению", с которым познакомилась на курсах Нового Формата.

Конечно, на подготовку такого урока уходит очень много времени, ведь до урока создается мотивация, способствующая развитию критического мышления учителя, так как нужно подумать над следующими вопросами: в чем смысл урока? Как он связан с тем, чему я уже учила, чему еще научу? Как этот урок способствует развитию критического мышления? Как этот урок связан с другими предметами? Как соотносится с теми навыками, которые ученики приобрели? Как урок связан с личным опытом учеников, их интересами? Какую информацию содержит материал урока? Как построить урок, чтобы он вызвал живой интерес?

Ставя перед собой задачи урока, задаю себе вопросы: какие знания навыки будут приобретены на уроке? Как учащиеся смогут этими знаниями распорядиться? Что должен ученик знать и уметь, чтобы урок пошел ему на пользу, для того чтобы видеть результат совместного обучения.

И конечно же, нужно продумать систему оценки успеваемости. Работа по оцениванию работы учащихся должна вестись, в основном, в процессе урока, а не по его окончанию, то есть формативное оценивание, с разработанными дескрипторами, способствующими повышению мотивации в обучении и к обучению.

Модуль "Обучение критическому мышлению" предполагает следующие этапы работы:

I. Вызов - вызов интереса, логическое предположение, все, что знаем по теме.

Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым.

II. Этап осмысления - пропускают через себя новую информацию. Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Умение донести свою точку зрения до каждого. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.

III. Рефлексия - осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

На своих уроках я использую эти три фазы урока, начиная уроки, я практически никогда, не называю тему урока сама, а создаю такую ситуацию, когда учащиеся сами называют тему урока и ставят цели и задачи самостоятельно, то есть вызываю у них интерес к теме урока, способствующий актуализации знаний и повышению мотивации. Например, в 8 классе при изучении темы "Спорт в нашей жизни" я развешала иллюстрации к данной теме. Первый слайд в презентации был посвящен этой теме, поэтому ученикам не составило труда назвать тему урока. В 5 классе по теме "Времена года и погода" учащиеся просмотрели мультфильм и тоже правильно назвали тему, поставили цели и задачи урока самостоятельно. На этапе осмысления учащиеся работают в группах и парах, в зависимости от задания. Например, на тех же уроках в 8 и 5 классах учащиеся работали сначала в парах, составляя диалоги. Развитие критического мышления через диалог - исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Диалогическое обучение Александера (2004) предполагает, что непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личными способами (Руководство для учителя стр. 167). Учащиеся работают в парах, составляя свои диалоги, доказывая и аргументируя свои высказывания, ведь как известно, это способствует их активному вовлечению в обсуждение (обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем). Я считаю, что работа в парах, это хорошая платформа для дальнейшей работы в группе. Для работы в группах, я применяю различные способы деления на группы в зависимости от темы урока (Времена года, спорт, страны, предметы, четыре стены и так далее) и, конечно же, группы тоже разные. Если мне нужно, чтобы происходило взаимообучение, то я делю учащихся так, чтобы в группе были учащиеся с разной мотивацией. Так создается зона ближайшего развития, по существу она включает все знания и навыки, которые человек еще не может освоить и продемонстрировать самостоятельно, но способен обучаться под руководством. Согласно Выготскому, зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем его актуального развития, определенное с помощью задач, решенных самостоятельно и уровнем возможного расстояния, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более способными сотоварищами (Руководство для учителя стр.143). Например, работа с текстом в таких группах проходит очень оживленно, особенно когда учащиеся читают тест и делают пометки на полях (чтение с пометками - insert reading) и заполняют таблицу. Работая с текстом в группе, учащиеся сами решают, как они будут работать, принимая самостоятельно решения внутри своей группы, иногда ученики с повышенной мотивацией помогают ученикам с низкой мотивацией, вместе читая и разбирая тест. Иногда каждый сам работает с текстом, а потом в группе разбирают свою позицию, сравнивая, анализируя и аргументируя, приходят к общему решению. Так же учащиеся составляют кластеры. Метод "Mind Map" - карта памяти, я обычно применяю при проверке знаний, например, лексики, после прохождения определенной темы в учебниках, в конце каждого раздела, начиная с 6 класса (учебные комплексы по ГОСО - Аяповой Т.) есть лексические слова по всему разделу и этот метод хорош в том, что дается, например, ключевое слово (тема) и ученики пишут все слова связанные с ним.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. "Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает" (с. 182). По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. "Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает” (с. 188)

Для развития критического мышления так же учащимся я предлагаю таблицу - синтез Загашева И.О. "Таблица-синтез" - это интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с текстом.

Обычно я применяю эту таблицу, когда проверяю домашнее задание, например текст. Учащиеся заполняют таблицу:

Ключевые слова

Предложения, связанные с этими ключевыми словами

Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)

Sport is good

Sport...

Другие файлы:

Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка

Развитие исследовательской культуры учителя
Способы творческой самореализации учителя в инновационной деятельности. Степень владения приемами и способами решения педагогических задач. Способност...

Деловая игра как активно-образовательная технология обучения профессиональному иноязычному общению
Теоретические основы обучения профессиональному общению на иностранном языке. Структура и особенности деловой игры. Подготовка, проведение и практичес...

Психологический анализ урока учителя истории
Протокольная запись урока, его этапы, содержание, цели, план и деятельность учителя и учеников, вид доски и готовность к занятию. Внимание учащихся на...

Развитие профессионального оперативного мышления будущего учителя в ходе решения психолого-педагогических задач
Необходимость формирования оперативного мышления студентов обусловлена рядом объективных обстоятельств. Современный университет - это прежде всего шко...