Коррекция речи и голоса у учащихся третьих классов с дизартрией
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Актуальность исследования. Известно, что разного рода нарушения голоса (органического и функционального характера) оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи. Это и понятно, если учесть то значение, которое имеет голос в процессе общения. Известна, например, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависит от характера и глубины расстройства. Диапазон встречающихся нарушений - от полной потери голоса (больной говорит только шепотом -- афония) до незначительных его изменений.
Проблема исследования: Определение особенностей голоса, как средства коммуникации у детей третьих классов с дизартрией, и направления логопедической работы по его формирования в системе коррекционного воздействия.
Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в системном исследовании и коррекции речи и голоса у учащихся третьих классов и дизартрией.
Объект исследования:. Речевая деятельность у детей третьих классов с дизартрией.
Предмет исследования: Особенностей голоса у детей третьих классов с дизартрией.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по коррекции голосовых реакций будет осуществляться эффективно, если:
-в процессе коррекционной работы учитывать, что в структуру дефекта входит нарушение голоса.
-в системе логопедической работы использовать специальные приемы по формированию и развитию голоса.
В связи с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1.Изучить уровень владения ребенком голосовыми реакциями, выявить особенности голоса в структуре дизартрии и проанализировать особенности голоса у детей.
2.Разработать методику оценки и коррекции нарушений голосовых реакций детей третьих классов с дизартрией.
3.Провести экспериментальную работу по развитию голоса, как средства коммуникативной деятельности. Определить её эффективность.
Методологические основы исследования.
Учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта психического развития и о соотношении зон ближайшего и актуального развития у проблемных детей.
Представление о единстве законов нормального и аномального развития и об общих и специфических закономерностях аномального развития (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф и др.).
Положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей. [6; 19; 27;]
Представление о структуре общего недоразвития речи (Р.Е. Левина).
Методы исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Изучение психолого-педагогической и медицинской документации детей, участвовавших в исследовании.
Комплексное логопедическое обследование голосовых возможностей детей.
Педагогический эксперимент.
Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Организация исследования.
Исследование проводилось в период с сентября 2007 года по апрель 2008 года на базе следующих учреждений: Щаповская общеобразовательная школа Подольского района и специальная общеобразовательная (коррекционная) школа - интернат V вида г. Подольска. В исследовании приняли участие 21 учащихся третьих классов: 12 учеников с ТНР и 9 учащихся с нормальным речевым развитием.
Настоящее исследование включало пять блоков.
В I блоке исследовались качественные характеристики голоса (высоты, тембра, силы) у учащихся третьих классов с ТНР и нормальным речевым развитием на материале 10 карт Баффало III.
Во II блоке изучались возможности понимания и воспроизведения изолированных вариантов перенапряжения голоса учащимися третьих классов с ТНР и нормальным речевым развитием.
В III блоке исследовались возможности узнавания и отражённого воспроизведения адекватных изолированных вариантов перенапряжения голоса учащимися третьих классов с ТНР (на основе сравнения с голосовой продукцией нормально развивающихся учеников).
В IV блоке изучались возможности узнавания адекватных вариантов перенапряжения голоса, включённых в структуру ситуации, учащимися третьих классов с ТНР (на материале театрализованных игр, организованных с нормально развивающимися учениками).
В V блоке исследовались возможности определения места и самостоятельного воспроизведения вариантов перенапряжения голоса, включённые в структуру наблюдаемых театрализованных игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
-Теоретически обоснована необходимость тщательного изучения голоса у детей с дизартрией.
-Разработана и апробирована методика исследования и оценки голоса детей с тяжелыми нарушениями речи.
-Выявлены основные направления в работе по коррекции голоса у детей с тяжелыми нарушениями речи.
-Экспериментально проверена эффективность работы по коррекции голоса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
-В соответствии с результатами и выводами исследования были проведены специальные коррекционные мероприятия по формированию голосовых умений и навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
-Подобран с систематизирован материал по коррекции голоса.
Положения, выносимые на защиту:
1.Дети с дизартрией имеют низкий уровень сформированности просодической стороны речи.
2. Разработанные направления и приемы коррекционного воздействия способствуют формированию и развитию голоса, что влияет на развитие речевого слуха.
3. Сформированность голоса служит предпосылкой для успешного обучения в школе.
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования (нарушения голоса при дизартрии)
1.1 Дизартрия как нарушение произносительной стороны речи
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Дизартрия является симптомом тяжелого мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарного характера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую, ретикулярную формацию, корковую прецентральную и постцентральную речедвигательные зоны.
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
При возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
Основными клиническими признаками дизартрии являются:
нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
нарушения голосообразования и дыхания.
Причина нарушения голоса при дизартрии - патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины дизартрии, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции у этих детей. Так, причина эфферентного нарушения, по мнению Е.Ф. Архиповой, заключается в ограниченности произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениях тонуса. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.
При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).
Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица.
При поражении - трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.
Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.
Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении - ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.
Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба.
При поражении - возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону.
Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхан...
Специфические ошибки письма и особенности устной речи детей начальных классов общеобразовательных школ и их коррекция
Выявление типологических ошибок письма у учащихся вторых и третьих классов массовых школ. Определение основных направлений коррекционной работы по уст...
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения, дыхания и голоса детей с дизартрией при ДЦП
Особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, отличающие их от детей с нормальным речевым развитием. Логопедическое экспериментальное обуч...
Формирование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией
Развитие просодической стороны речи в онтогенезе, ее особенности у детей со стертой дизартрией. Программа исследования просодики у дошкольников. Упраж...
Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
Теоретические проблемы состояния связной письменной речи у учащихся, современные представления о связной речи в лингвистической и методической литерат...
Коррекция нарушения речи у младших школьников
В пособии представлены две примерные программы "Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 классов с ФФНР", Коррекционно-развивающее обучение учащих...