Коррекция отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи
Краткое сожержание материала:
Размещено на
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Коррекция отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи
Оглавление
Введение
1. Отечественные специалисты о воспитании поведения подростков с задержкой психического развития
1.1 Типы и причины отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития
1.2 Пути коррекции возможных нарушений поведения учащихся с ЗПР
2. Выявление отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи
2.1 Особенности поведения учащихся Центра Образования №2
2.2 Рекомендации по воспитанию у школьников с задержкой психического развития социально приемлемого поведения
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
В психологии термин "поведение" широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение.
В психологическом словаре поведение определяется как "присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью". [13, c.276]
Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления, действия, поступки, высказывания.
Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.
Человеческое поведение социально - оно формируется и реализуется в обществе. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации. Все рассмотренные характеристики понятия "поведение" в полной мере распространяются и на такую разновидность как отклоняющиеся поведение.
Проблемами "отклоняющегося поведения" занимались многие отечественные и зарубежные специалисты, такие как: Е.В.Злюмовская, Ю.Б.Можинский, А.С.Макаренко, Г.В.Грибанова, С.А.Белешева и др.
Тема курсовой работы была выбрана не случайно, т.к. я работаю в "Центре образования №2", в котором обучаются подростки с задержкой психического развития (справки ПМПК) из неблагополучных семей. Актуальность этой темы в том, что в поселке, где расположено это учебное заведение, проживает 727 семей, из которых более 60% семей - неблагополучные, где родители не работают, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, имеют очень тяжелое материальное положение. 90% детей из таких семей имеют направление ПМПК или комиссии по предупреждению раннего отчисления в центр образования №2.
Поэтому целью исследования в курсовой работе является найти пути коррекции отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи.
Для того, чтобы разносторонне рассмотреть данную проблему, необходимо иметь мощную теоретическую основу.
Поэтому одной из задач поставленной в курсовой работе, является изучение работ отечественных специалистов о проблеме воспитания детей с задержкой психического развития, а также анализ работ специалистов по проблеме отклоняющегося поведения подростков.
Второй задачей является выявление возможных отклонений в поведении учащихся 7 класса Центра образования №2 и разработка коррекционных рекомендаций по отклоняющемуся поведению подростков с ЗПР из неблагополучной семьи.
Объектом исследования курсовой работы будет поведение таких подростков, а предметом исследования - возможные нарушения поведения подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи.
Так как каждый учащийся после школы войдет во взрослую, самостоятельную жизнь в обществе, необходимо помочь такому подростку сделать правильный выбор в определении социальной позиции занимаемой в обществе.
Используя результаты исследований, а так же рекомендации по преодолению отклоняющегося поведения, данной курсовой работы, учитель может найти для себя полезную информацию по работе с подростками имеющими задержку психического развития и отклонения в поведении.
задержка психический деструктивный поведение подросток
1. Отечественные специалисты о воспитании поведения у подростков с задержкой психического развития
1.1 Типы и причины отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития
Прежде чем приступить к работе над теоретической частью, я ознакомилась с литературой, которая освещает проблему отклоняющегося поведения у подростков и пришла к выводу, что причины отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития во многом совпадают с причинами и типами отклонений в поведении нормально развивающихся подростков.
Многообразие подходов проявляется при решении таких задач, как диагностика, профилактика и преодоление отклоняющегося поведения. Однако для того, чтобы профилактическая деятельность была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющиеся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными взаимодействующими факторами.
М.Трус в своей научной статье "Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания" [ ] выделяет следующие факторы:
Биологические - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.)
Психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях - повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации.
Социально-экономические факторы - включают социальное неравенство, расслоение общества, безработицу и как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы - проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая оказывала бы влияние на социализацию личности. [20, с.44]
Таким образом, отклонение в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи предстает, как нормальная реакция, на ненормальные для подростка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В подростковом возрасте наиболее распространены такие виды отклоняющегося поведения: уходы из дома; бродяжничество; школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, злословие, промискцитем (беспорядочные половые связи), употребление алкоголя, табака, наркотиков, вымогательство, попрошайничество.
По мнению А.Е.Личко, распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает в себя 7 видов нарушения поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция; реакция ухода; реакция аутистического типа; реакция тревоги; реакция бегства; "несоциализированная агрессивность"; групповые правонарушения" [12, c.31]
Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе. Оно как правило, включает такие формы как делинквентное (противоправное) поведение; суицидальное поведение; побеги из дома, бродяжничество [8 ], [10]
Психологическая и медицинская классификация не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Современный отечественный исследователь Ю.А.Клейберг на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение - это "специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним" [8, c.17] Для этого используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д.
Отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, оно может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой - действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней и внутренней выгодой.
Большой интерес у меня вызвала статья В.Г.Грибановой "Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития" [4]. В статье приводятся результаты исследования личностных особенностей подростков 13-16 лет с ЗПР, обучающихся в специальной и в массовой школах.
Большинство подростков с задержкой психического развития, обучающихся в условиях массовой школы, имели нарушения поведения, по типу психической неустойчивости. Они характеризовались педагогами как "трудные" подростки, безответственные, легкомысленные, пассивные на уроках, неуправляемые на переменах.
В статье выделяется несколько параметров отставания поведения у подростков с задержкой психического развития обучающихся в массовой школе: недостаточный уровень осознания собственного "Я" проявляется в значительной неустойчивости, самооценки, нередко в наличии противоположных суждений, по одному и тому же вопрос...
Коррекция отклонений в поведении подростков из неблагополучной семьи
Некоторые аспекты отклоняющегося поведения подростков. Влияние неблагополучной семьи на воспитание ребенка. Экспериментальное исследование влияния неб...
Теоретический анализ к подходу изучения детей с задержкой психического развития
Характеристика и варианты задержки психического развития (ЗПР) у детей. Особенности развития и коррекция эмоционально-волевой сферы подростков с ЗПР....
Самоотношение подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы
Самоотношение как личностная характеристика. Психология подростков с задержкой психического развития. Личностные особенности подростков с задержкой пс...
Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков
Умственно отсталые дети и с задержкой психического развития. Дети с нарушениями слуха и зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двиг...
Коррекция специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития
Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития. Характеристика речевого развития таких детей. Ошибки письма у младших шко...