Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта (с использованием материала Монтессори)

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика умственной отсталости: классификация, виды, причины возникновения. Применение трудовой деятельности для воспитания личности дошкольников с нарушением интеллекта. Методики формирования навыков самообслуживания у детей с олигофренией.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта (с использованием материала Монтессори)»

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.1 Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта: классификация, виды и причины формирования

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Глава 2. Особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта

2.1 Трудовая деятельность как фактор воспитания личности умственно отсталого дошкольника

2.2 Особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта

Глава 3. Педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта

3.1 Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

3.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

3.3 Анализ результатов коррекционно-педагогической работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной педагогики принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение ребенка.

Трудовая деятельность позволяет включать детей в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

Рассмотрение проблемы трудового воспитания в условиях специального детского сада, является актуальным, так как социальная адаптация личности напрямую зависит от ее социальной направленности. А это является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания воспитанников специальных дошкольных заведений.

Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

В ходе психофизического развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В процессе целенаправленной психосоциальной коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, формируются навыки социально-трудовой адаптации. Вся система психосоциальной работы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. [14, c. 89]

Одной из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела психосоциальной работы - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка.

Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие умственно отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков. [23, c. 178]

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян (Андронова), 1993; Р.Д. Бабенкова, 1963; Л.И. Белякова, 1985; В.В. Воронкова, 1994; Ю.Ф. Гаркуша, 1990; В.А. Гринер, 1958; И.А. Грошенков 1982, 2001; и др.).

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения, поэтому мною была выбрана данная тема. Решение этой задачи в настоящее время представляет большой интерес. В связи с актуальностью данной задачи выбрана тема исследования - «Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта (с использованием материала Монтессори)».

Объект - навыки самообслуживания дошкольников с нарушением интеллекта.

Предмет - процесс коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания.

Цель - изучить на теоретическом уровне особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, провести практическое исследование методик Марии Монтессори в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками по формированию навыков самообслуживания.

Задачи:

1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

2) Описать особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

3) Осуществить выбор методов и приемов диагностики и коррекции проблемы сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, описать их.

4) Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию навыков самообслуживания.

Гипотеза исследования. Специально организованные коррекционные занятия будут способствовать формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Методологическую основу исследования составили:

- теории Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики ребенка о том, что психические функции человека формируются прижизненно, под влиянием условий социальной среды, воспитания и обучения;

- о сензитивных периодах в развитии ребенка;

- о фундаментальном положении Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. о ведущей роли игровой деятельности в развитии ребенка.

Методы исследования:

- анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования;

- педагогическое наблюдение;

- экспериментальное изучение и обучение;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Структура дипломного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей

дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.1 Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта:

классификация, виды и причины формирования

Понятие «умственная отсталость» (олигофрения) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). [7]

Согласно современным научным представлениям, понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы...

Другие файлы:

Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению...

Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых приемов
Психофизиологические основы чтения. Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-педагогическая работа по фор...

Межличностные отношения у подростков с нарушением интеллекта
Коммуникативные качества и формирование коллектива подростков. Психолого-педагогическая характеристика подростков с нарушениями интеллекта. Коррекцион...

Проблема формирования трудовых навыков дошкольников с нарушением интеллекта
Теоретические основы психолого-физического развития дошкольников с нарушением интеллекта, нарушение интеллекта как психолого-педагогическая проблема....

Коррекционно-воспитательная работа на уроках тематического рисования
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта. Особенности изобразительной деятельности младших школьников с нару...