Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Концепция обучения сельских школьников на основе интегративно-дифференцированного подхода

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Системное инновационное изменение дидактического процесса сельской школы. Сущность принципа гармонизации и системности. Правила реализации принципа технологичности. Исследование степени индивидуализации образовательного процесса в сельской школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

О.В. Коршунова

Актуальность разработанной концепции определяется рядом тенденций, выявленных на основании анализа исследований по проблемам обучения в сельских школах, результатов деятельности сельских школ в условиях современной социально-экономической ситуации, наблюдений практики обучения в них. Такими тенденциями являются: возрастание социальной и культурной миссии местной школы в сельском микросоциуме и усиление в связи с этим интегративных тенденций в жизнедеятельности сельских школ; усиление функции психологической поддержки сельской школой своих учеников и других жителей села, психологизация образовательного процесса (дифференциация) [1; 2]; снижение общего количества сельских школ вследствие реструктуризации, превращение большей их части в малочисленные и малокомплектные [1-4]; устаревание и отсутствие обновления материально-технической базы сельских учебных заведений [1; 2]; снижение качества и эффективности образования в сельских школах (по данным Единого государственного экзамена и независимых тестирований) по сравнению с выпускниками городских школ [4]; усиление проблем в кадровом обеспечении (значительная часть учителей-неспециалистов, многопредметность преподавания) [1; 6; 7]; устаревание и несоответствие требованиям дня учебно-методического обеспечения (особенно с позиций профильного обучения) и возникающая в связи с этим необходимость разработки новых технологий и методических материалов [1-4; 8; 9]; постепенное «включение» сельских школ в процесс профилизации обучения (предпочтение универсальному, физико-математическому профилям); реализация профильного обучения по модели внутришкольной профилизации (индивидуальные учебные планы и программы, уровневая, элективная дифференциация) [4; 9; 10]; высокие миграционные настроения среди учащейся сельской молодежи и возникающая в связи с этим необходимость проведения в обучении мер по формированию фермерских черт личности, обеспечивающих жизнь по принципу «где родился, там и пригодился»; введение в канву предмета соответствующих элементов содержания (интеграция) [2; 4].

Исходя из обозначенных выше характерных для современного этапа развития сельской школы тенденций, заключаем, что сельская школа требует совершенствования финансово-экономического, нормативно-правового, материально-технического аспектов её деятельности, а также систем информатизации, структуры общеобразовательных учреждений, содержания образования, работы педагогических кадров и их подготовки, управления развитием школы, т. е. системного преобразования.

Попыткой системного инновационного изменения дидактического процесса сельской школы является реализация концепции интегративно-дифференцированного подхода, основные дидактические принципы которой представлены ниже. Концепция направлена на повышение качества обучения сельских школьников. В связи с тем, что однозначное понимание данной категории в современной педагогической теории отсутствует, поясним авторскую позицию в интерпретации данного понятия. Считаем, что качество обучения сельских школьников, возможно, определить через развитие ключевых компетентностей, прежде всего познавательной и социальной:

познавательная компетентность с достаточной полнотой может быть определена через такие показатели, как уровень сформированности самостоятельности, мотивации обучения, познавательного интереса, качество обученности по предмету, уровень обобщённых познавательных умений, качество решения надпредметных задач;

социальная компетентность выражается через уровень сформированности таких качеств личности, как ответственность, организованность, трудолюбие, и связывается с ощущением сельским школьником себя как гражданина и субъекта сельского социума, будущего хозяина земли.

Совокупность идей и теоретических утверждений, составляющих концепцию, сводится к следующим основным положениям:

Образование всегда являлось и является «зеркалом» общественного развития, следовательно, его сфера отражает все происходящие экономические, социально-политические, культурные и научные процессы, а значит, появляется необходимость учета и продуктивного применения единства глобальных феноменов интеграции и дифференциации, которыми характеризуется современное состояние цивилизации и развитие всех сфер деятельности социума.

Реализация единства интеграции и дифференциации в процессе обучения в сельской школе возможна при использовании совокупности методологических подходов (антиномического, системно-синергетического, деятельностного, интегративного, дифференцированного, технологического).

Обучение предмету в сельской школе подчинено ряду специфических условий, являющихся дифференцирующими факторами по отношению к проявлению дидактических и частнометодических закономерностей.

Ориентацию преподавания на личность, развитие её компетентностей (прежде всего, познавательной и социальной) в современных условиях обучения в сельских школах можно обеспечить:

изучением и последующим учетом психолого-педагогических особенностей учеников (в частности, когнитивного стиля) [2];

активным и постоянным включением учащихся в учебную деятельность путем интегрирования элементов технологий уровневого, модульного обучения и технологии индивидуализации на основе учета когнитивных стилей учеников по полярностям «интегральность-дифференциальность», а также учета специфических условий преподавания предмета в сельских общеобразовательных учреждениях. При этом важным фактором реализации приоритетных для сельской школы технологий является их персональность, т. е. зависимость от личностных особенностей как обучающихся, так и учителя, организующего учебный процесс;

разработкой обширного комплекса методических рекомендаций, созданием новых учебных программ и дидактических материалов, ориентированных на наиболее распространенные типы групп учащихся по сходному когнитивному стилю, индивидуальному опыту, а также реализующих комплексную технологию обучения на основе интегративно-дифференцированного подхода [2], имеющую аккумулирующий характер по отношению к трем приоритетным для сельских школ и обозначенным выше технологиям.

Данные идеи трансформируются в совокупность принципов гармонизации; системности; учета ряда специфических условий (факторов) обучения в сельской школе; технологичности с учетом фактора персональности [4; 11, с. 195].

Принцип гармонизации является воплощением идеи динамического равновесия или соединения антиномических крайностей. Он предполагает гармоническое сосуществование дифференциации и интеграции, характерных для обучения в сельской школе и выражающихся через антиномические «пары»: интегративного и дифференцированного подходов; вариативности и инвариантности как характеристик дидактических компонентов. Реализуя принцип гармонизации, педагог осуществляет следующие действия:

в качестве мировоззренческой позиции и методологической основы выбирает идею признания единства интеграции и дифференциации во всех процессах действительности, в том числе и в процессе обучения в сельской школе;

определяет общие задачи обучения предмету на определенный период (учебный год, четверть, система уроков, урок), которые выступают в качестве основы объединения детей одного класса или школьников разновозрастного коллектива (интеграция задач); конкретизирует задачи для каждого школьника из классной группы или для каждой возрастной группы из разновозрастного объединения обучающихся (дифференциация задач по трем уровням сложности);

определяет задачи для реализации внутрипредметной и межпредметной интеграции, предполагающей обеспечение преемственности в формировании общих понятий, в изучении законов и теорий; единой интерпретации одних и тех же изучаемых разными предметами дидактических единиц; общих подходов к формированию умений и навыков учебного труда у обучающихся; условий для активного применения и углубления знаний, полученных при изучении других дисциплин; раскрытия взаимосвязи явлений природы, изучаемых разными науками; иллюстрации общности методов исследования, применяемых в различных науках; выполнения упражнений, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин; устранения дублирования в изучении тех или иных вопросов на занятиях по различным предметам; систематизации и обобщения знаний, полученных школьниками при изучении различных дисциплин. При этом учитель четко выделяет задачи по изучению предметного дифференцированного курса, обеспечивающие усвоение именно данного учебного предмета, его специфического содержания, методов исследования, теорий, законов, категорий и понятий;

с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем обучающимся в классном (или разновозрастном) коллективе, а также те дидактические элементы, которые по силам лишь отдельным обучающимся (группам) класса (или разновозрастного коллектива). При этом формируется трехуровневое содержание предмета, соответствующее трем (в соответствии с Концепцией профильного обучения) профилям обучения в сельской школе гуманитарному, универсальному и физико-математическому. В случае организации обучения в разновозрастном коллективе выявляются знания и учебные действия, которые могут усваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп и только младшими (вопросы уже непривлекательны для взрослых) или старшими школьниками группы (дидактические единицы непосильны для младших);

в содержание предмета, определяемое Федеральным компонентом Государственного стандарта для выбранного уровня изучения дисципл...

Другие файлы:

Использование дифференцированного подхода в обучении информатике как средство повышения уровня и качества знаний
Виды дифференцированного обучения и их характеристики. Организация урока информатики с использованием дифференцированного подхода. Контроль качества з...

Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного обучения
Дифференциация обучения - один из важнейших путей развития лицея, колледжа. Интересы, склонности, специальные способности. Педагогическая концепция ра...

Проблемы дифференцированного обучения математике в начальной школе
Специфика дифференцированного обучения учащихся по математике. Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированног...

Использование дифференцированного подхода на уроках биологии в экспериментальном классе
Характеристика основных форм и общих принципов организации дифференцированного обучения. Сложности осуществления дифференцированного обучения. Изменен...

О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики
Характеристика использования информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации уровневого дифференцированного подхода в начальных класса...