Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Контрольные и проверочные работы по биологии при изучении раздела "Животные" 7 класс

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Классификация основных форм контроля знаний по биологии. Анализ школьного учебника и раздела "Животные" из тетради на печатной основе по биологии на наличие и достаточность контрольных и проверочных работ. Организация опытно-экспериментальной работы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

38

Контрольные и проверочные работы по биологии при изучении раздела «Животные» 7 класс

Выполнила:

студентка Дуплищева Анна Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

биология контроль знание

Важным условием эффективности учебного процесса является получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебной деятельности учащихся.

Процесс обучения биологии включает в себя не только изучение нового материала, но и контроль знаний учащихся. Роль и значимость контроля знаний учащихся в образовательном процессе определили такие педагоги и методисты, как Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Ф. Козина, И.Я. Лернер и другие [43; 7; 20; 29]. От того, как будет осуществляться проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная деятельность, отношение к учёбе и формирование интереса к учёбе.

Контрольные и проверочные работы учащихся в процессе обучения биологии имеют огромное значение и для овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. Они позволяют развивать у учащихся трудолюбие, умение самостоятельно справляться с трудностями, а также у детей развивается мыслительная активность [19] . Большую роль контрольные и проверочные работы играют при развитии у учащихся экологической культуры и бережного отношения к живой природе [51].

Контрольные и проверочные работы предназначены для текущего контроля знаний учащихся по отдельным главам раздела «Животные». Задания, которые в них представлены должны отвечать действующим учебным программам и соответствовать содержанию учебника «Биология. Животные. 7 класс: под редакцией В.М. Константинова. Учебник для общеобразовательных учреждений [ 22].

К сожалению, методических пособий с заданиями для проверки знаний учащихся по курсу «Биология» недостаточно и учителям биологии приходится сталкиваться с проблемой по организации и проведению контрольных и проверочных работ по биологии.

Нами была выдвинута гипотеза: учебно-воспитательный процесс по биологии будет эффективнее, если будут систематически применяться на уроках биологии различные формы контроля.

Объект исследования: образовательный процесс по биологии.

Предмет исследования: процесс проведения контрольных и проверочных работ в школьном курсе « Биология» при изучении раздела «Животные» 7 класс по программе И.Н. Пономарёвой и др. и опытно- экспериментально доказать их эффективность.

Цель исследования: разработать систему контрольных и проверочных работ по биологии раздела «Животные» и выявить эффективность применения различных форм контроля знаний на уроках биологии.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературные источники по проблеме исследования.

2. Определить специфику контрольных работ как важного способа учебной деятельности.

3. Проанализировать школьную программу и учебник на возможность использования контроля знаний.

4.Разработать контрольные и проверочные работы по биологии по всем главам раздела « Животные» 7 класс.

5. Опытно-экспериментальным путём доказать эффективность контрольных и проверочных работ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Основные формы контроля знаний

Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Выготский отмечает, что основные направления методики контроля в разных источниках педагогической и методической литературы в существенном совпадают, но названия (номенклатуру) терминов (а иногда и понятий), их классификацию и взаимосвязь разные авторы трактуют на свой лад. [10] Такой разнобой, естественно, создает сложности в осмыслении учебной и методической литературы и студентами , и стажерами. В свою очередь и мы изложим свое понимание этих же вопросов. K числу таких структурных компонентов относятся виды контроля , его методы и приемы, формы, организация [46, 39].

Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета [17].

Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года -- установить, что сохранилось и что “улетучилось” из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени [23].

Текущий контроль. Основное его назначение, (как считает И.Н. Пономарёва и др) во-первых, для учителя -- непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика -- внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемый материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других -- исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих -- постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома [41; 45; 39 ].

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. В порядке тематического контроля в 9-11-х классах уместно проводить коллоквиум (от лат. colloquium -- разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием -- такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик [40].

Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это -- контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так, во 2-11-х классах подводятся итоги за учебную четверть, полугодие, год. При этом учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду предметов проводятся контрольные работы (по математике, языкам и др.), охватывающие основной учебный материал [ 15].

В старших классах итоговый контроль может проводиться и в форме зачета. Его методика сводится к следующему. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, по которым предстоит сдать зачет, программные требования по предмету (объем знаний и практических умений и навыков). Затем в порядке собеседования, выполнения практических заданий учитель выясняет, каков объем учебного материала, которым твердо, прочно овладел ученик, каково качество знаний и умений по проверяемому предмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжить изучение новых разделов курса или других смежных дисциплин. Результаты зачетов в баллах не оцениваются; фиксируется, что проверенный предмет или его крупный раздел зачтен или не зачтен ученику как усвоенный. От процедуры зачета учитель освобождает учащихся, усердно занимающихся и отлично успевающих по предмету. Такая оценка является также моральным поощрением прилежания и старательности ученика.[14]

Заключительный контроль. Он имеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го класса, а также средней общеобразовательной и профессиональной школы. Это-- выпускные и квалификационные экзамены, которые принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории) [42,43].

Учебный материал, выносимый на экзамены, ученикам сообщают заблаговременно, организуют консультации. Кроме выпускных, в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. В отличие от выпускных они...

Другие файлы:

Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 класс.
4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 144с. Настоящее пособие состоит из текстов проверочных и контрольных работ по курсу химии, изучаемом...

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс (вариант 1)
Описание: В тетради включены проверочные и контрольные работы по курсу русского языка 3 кл. к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной "Русск...

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 2.
Описание: В тетради включены проверочные и контрольные работы по курсу русского языка 2 кл. к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной "Русск...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др.
Описание: Пособие содержит контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля знаний учащихся. Издание предназначено для проверки теор...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс, к учебнику Разумовской М.М. и др. -
М.: 2010. - 254 с. Пособие содержит контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля знаний учащихся. И...