Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Конструирование авторских программ по математическому развитию ребенка

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Содержание и принципы организации предматематической подготовки в современных программах для дошкольных учреждений. Специфика содержания предматематической подготовки в программах, ориентированных на интеграцию предметной подготовки дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Целостное развитие ребенка-дошкольника -- многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Неоспорима роль предматематической подготовки к школе не только в формировании, развитии и пополнении математических знаний, умений и навыков дошкольника, но и в интеллектуальном развитии ребенка в целом. Математическое образование на ранних этапах развития -- мощный инструмент становления личности, обладающей развитым логическим мышлением, навыками анализа и синтеза, классификации и систематизации. Эти навыки станут залогом успеха не только в школьной математике, но и в других предметах школьного цикла, и в дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего гражданина. Следовательно, предматематическая подготовка должна занять важное место в программах дошкольного воспитания и обучения.

Однако современные педагогические технологии позволяют, исходя из единой аксиомы о необходимости предматематической подготовки, решать эту проблему с использованием различных подходов, педагогических методов, дидактических средств. Особенно отчетливо прослеживается такая тенденция в конфликте традиционных программ образования с альтернативными.

Таким образом, проблема представленности и реализации предматематической подготовки в дошкольном учреждении образования остается актуальной и по сей день. Именно этой проблеме и посвящена наша работа.

Цель работы -- изучить современные тенденции совершенствования содержания математического образования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретическую литературу по проблеме содержания математического образования в дошкольном учреждении;

2. Проанализировать специфику предматематической подготовки к школе в различных программах дошкольного воспитания и обучения;

3. Провести сравнительный анализ принципов организации предматематической подготовки к школе в различных программах дошкольного воспитания и обучения.

Объект исследования -- программы дошкольного воспитания и обучения: Пралеска, Радуга и другие.

Предмет исследования -- содержание и методы предматематической подготовки к школе в данных программах.

Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и классификация, сравнительный анализ.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области дидактики и психологии (Л.В. Выготский, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Л.В. Занков, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Поддъяков, М.Н. Скаткин, Ш.А. Амонашвили и др.), работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка и организации математического образования в ДОУ и начальной школе (А.М. Леушина, А.А. Столяр и др.).

Курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, двух глав, первая посвящена общим вопросам организации предматематической подготовки в школе на базе дошкольного учреждения образования, вопросам содержания и реализации математического образования в детском саду, вторая лава посвящена непосредственно сравнительному анализу математического компонента программ дошкольного воспитания и обучения, заключения, в котором подводятся итоги работы, библиографического списка, включающего 22 источника.

Глава 1. Содержание и методика предматематической подготовки к школе в современном дошкольном учреждении

1.1 Принципы организации предматематической подготовки в современных программах для дошкольных учреждений

Математическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, программы учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и пред-логического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д 22.

Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Пралеска» Ї в Беларуси 14, «Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. Ї в России), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.

Математическая подготовка в дошкольном учреждении является не основной и не ведущей в современной концепции дошкольного образования. На первое место там выходит развитие речи, формирование базовых общеучебных навыков, развитие познавательных способностей. В то же время нельзя сказать, что предматематическая подготовка в современной дошкольной педагогике сводится к нулю. Если обратиться к истории педагогики, то можно увидеть, что в начале 20 века математике в дошкольном возрасте уделялось большое внимание. Потом постепенно роль и, соответственно, место и доля математических занятий постепенно снижалась. В последние годы к предматематической подготовке снова отмечается повышенный интерес, и это правильно: осознание сущности математических понятий и закономерностей способствует не только повышению уровня математических знаний. Математика Ї своего рода универсальный инструмент, который способствует развитию образного, абстрактного, логического мышления, формированию навыков анализа и синтеза, целостного развития личности.

Для современных программ математического развития детей характерны следующие особенности 1, 14, 22:

1) Направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре. Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.

2) Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.).

3) Используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и активность обучающегося (В.А. Ситаров). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые.

4) Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка. Необходимо стимулирование проявлений субъектности ребенка (самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях (В.И. Слободчиков). Важнейшее условие развития прежде всего заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.

5) Развитие и воспитание детей, их продвижение в познании математического содержания проектируется через освоение средств и способов познания.

6) Проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе.

7) Стимулирование познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта (Л.М. Кларина). Этот опыт является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и так далее.

Достоянием субъектного опыта ребенка становятся ориентировка в свойствах и отношениях объектов, зависимостях; умение воспринимать одно и то же явление, действие с разных позиций. Когнитивное развитие ребенка становится более совершенным.

1.2 Общепрограммные взгляды на содержание предматематической подготовки в дошкольном учреждении

Анализ различных программ по математике в детском саду 1, 5, 14 позволяет заключить, что основным в их содержании является разнообразный круг представлений и понятий: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма пр...

Другие файлы:

Скоро в школу. Сборник интерактивных обучающих программ
Уникальное издание "Скоро в школу" содержит сборник учебных программ по всем дисциплинам начальной школы - математике, русскому языку, окружающему мир...

Защита авторских и смежных прав в Республике Казахстан
Понятие и содержание авторских и смежных прав. Авторские права — совокупность правомочий автора, закрепленных действующим законодательством. Предостав...

Методика Г.И.Д. Домана по раннему обучению числу, счету, вычислительной деятельности детей дошкольного возраста
Психологические и педагогические основы методики раннего обучения числу и счету ребенка. Последовательность обучения математике малышей по карточкам Г...

Понятие и способы защиты авторских прав
Понятие авторских прав как интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства. Характеристика способов защиты авторских прав. Защита...

Проблема защиты авторских прав
История развития авторского права. Защита авторских и смежных прав. Российское законодательство и международные договоры в области защиты авторских пр...