Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Конкурс "Лесные Робинзоны" для учащихся 5-7 классов

Тип: методичка
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, подавать сигналы бедствия и предсказывать погоду. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи. Неотложные действия в экстремальных ситуациях.
Краткое сожержание материала:

60

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВЕТЫ

ЛЕСНЫМ РОБИНЗОНАМ

Сыктывкар 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конкурс «Лесные робинзоны» для учащихся 5-7 классов проводится на городских и республиканских слетах юных экологов с 1996 года. За это время выработались критерии оценки ответов школьников, объем и качество знаний, умений и навыков, которые требуются от конкурсантов. Данное пособие предназначено для учителей, готовящих участников конкурса «Лесные робинзоны». В нем мы постарались определить требования к содержанию каждого из 4 этапов конкурса и дать рекомендации по изучению тех тем, которые вызывают наибольшие затруднения при подготовке.

В результате усвоения содержащегося в пособии материала участники должны знать:

1. Виды костров. Способы добычи огня. Источники питания в дикой природе и приготовление пищи.

2. Ориентирование на местности: по карте, по компасу, по местным признакам и т.д. Выбор места для обустройства укрытий в природе. Предсказания погоды по местным признакам.

3. Сбор, переработка, хранение съедобных дикорастущих и лекарственных растений.

4. Ядовитые растения и грибы.

5. Неотложные действия в экстремальных ситуациях. Последовательность действий при оказании первой помощи при: переломах, ожогах, обморожениях, травмах головы, вывихах. Подача сигналов бедствия.

6. Полезные растения РК.

Участники должны уметь:

1.Применять дикорастущие лекарственные съедобные растения и распознавать ядовитые.

2. Проводить неотложные действия в экстремальных ситуациях:

быстро и эффективно оказать первую медицинскую помощь; выбрать оптимальную последовательность действий; определить место нахождения;

сделать убежище; развести огонь; добыть животную и растительную пищу.

3. Ориентироваться на местности.

4. Подавать сигналы бедствия.

Содержание этапов конкурса

«ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ»

1 Этап - Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, по Солнцу и по местным признакам. Подача сигналов бедствия. Предсказание погоды.

2 Этап - Обустройство жизни в лесу: укрытия; обращение с огнем; простейшие плавсредства и самодельный инвентарь.

3 Этап - Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи.

4 Этап - Неотложные действия в экстремальных ситуациях. Дикорастущие лекарственные растения. Ядовитые растения и грибы.

ЭТАП №1 «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА ПО КОМПАСУ И БЕЗ НЕГО; ПОДАЧА СИГНАЛОВ БЕДСТВИЯ, ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ»

А) «Ориентирование на местности»

Потеря ориентировки -- одна из самых распространенных причин чрезвычайных происшествий. Самое первое и главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку -- остановиться.

При наличии у заблудившейся группы карты и компаса можно порекомендовать: поднявшись на возвышенную, с хорошим обзором, точку местности, (в крайнем случае, влезть на высокое дерево), оглядеться по сторонам, выделить заметные ориентиры (реки, озера, горные хребты, холмы, скалы, просеки, речные долины и т. п.) и, оценив их взаимное расположение, характеристики (высоту, площадь и т. п.), расстояние между ними, положение относительно сторон света, проидентифицировать местность с картой.

При отсутствии карты следует на куске бумаги, картона, в крайнем случае, обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вычертить план-схему окружающей местности. Нанести по памяти, с соблюдением масштаба, наиболее крупные ориентиры. Поставить точку последних верных координат. Далее совместными усилиями всех участников похода возможно более подробно вспомнить свой путь. Какой курс выдерживали в последние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какая была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встретились на пути? Примерно на такие вопросы должны ответить заблудившиеся. Всю информацию следует перевести на язык топографии и на полученной карте-схеме восстановить нитку предполагаемого маршрута.

Установив приблизительно свое местоположение, нужно наметить маршрут дальнейшего движения. Лучше всего вернуться назад. Можно также попытаться выйти к «вечным» ориентирам, которые перепутать невозможно,-- большой реке, крупному горному хребту и т. п.

В ситуациях, когда у потерявших ориентировку людей нет с собой компаса, нет карты и, главное, нет опыта аварийного ориентирования, это единственная возможность стопроцентно выйти к людям. Точечные ориентиры -- лесные кордоны, небольшие поселки, становища пастухов и пр. -- можно миновать не заметив.

При работе с картой, равно как при составлении примитивной карты-схемы местности, потерпевшим нужно твердо знать некоторые топографические знаки.

Прежде чем отправляться в путь, карту либо нарисованную примитивную карту-схему местности, необходимо сориентировать по сторонам света. Проще говоря, надо узнать, где находится Север.

Определение сторон света

Компас. Быстрее и надежней всего установить направление на Север и вычислить свой маршрут можно с помощью компаса. На Север укажет магнитный, помеченный красной, синей, либо флуоресцентной краской, конец стрелки. Градусная шкала поможет перевести на язык цифр и зафиксировать выбранное направление. В практике путешествий работа с картой и компасом обрастает многими объективными и субъективными сложностями. Чтобы разобраться в них, лучше обратиться к специальной литературе, посвященной ориентированию.

В экстремальных условиях обращаться с компасом следует особенно осторожно -- хранить во внутреннем кармане или под одеждой на крепком шнурке. Носить компас в наружных карманах или на руке опасно, так как в подобном положении его легко потерять или разбить защитное стекло. Если компас сломался, следует отыскать и сохранить магнитную стрелку, с помощью которой всегда можно изготовить импровизированный компас из подручных материалов.

Самодельный компас. Проще всего нацепить компасную стрелку на острие вертикально поставленной иголки и дождаться, когда она развернется в линии север -- юг. Но в этом случае будет очень сложно ориентироваться в градусном отсчете. Поэтому желательно сохранить не только стрелку пришедшего в негодность компаса, но и шкалу, которую можно с помощью нити или смолы прикрепить к плоскому куску коры или пенопласта. В центр импровизированного компаса ушком вниз надо воткнуть небольшую иголку или острую, сухую рыбью кость, на которую надеть стрелку.

Подсказать направление на Север может Млечный Путь -- густая россыпь мелких звезд, пересекающая небо широкой полосой я ориентированная в линии север -- юг. Но этот способ грешит приблизительностью.

По солнцу. Днем поможет сориентироваться солнце. Если в местный полдень встать спиной к солнцу, то тень укажет на север, соответственно юг будет сзади, восток -- по правую руку, а запад -- по левую. Иначе говоря, самая короткая тень от предмета указывает на север, и, одновременно, самая короткая тень «отбивает» полдень.

По солнцу и часам. Довольно известен способ определения сторон света по солнцу и часам. Для этого надо, поворачивая часы в горизонтальной плоскости, направить часовую стрелку на солнце. Минутная и секундная стрелки в работе не задействуются, и поэтому на них можно не обращать внимания. Биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой «2» на циферблате укажет направление на юг. Причем до полудня юг будет справа от солнца, а после полудня -- слева.

Ориентирование по часам и солнцу дает хорошие результаты в умеренных широтах, особенно зимой, менее точно -- весной и осенью. Летом, когда солнце высоко стоит над горизонтом, ошибка может достигать 20 -- 25°. В южных широтах описанные способы лучше не применять.

В приполярных районах летом северная сторона неба наиболее светлая, южная -- самая темная. Этот способ в недавнем прошлом широко использовали полярные летчики.

По местным приметам. При невозможности ориентирования по солнцу и звездам, например, из-за сильной облачности, можно попытаться определить направление на север по местным приметам.

Искать «компасные» приметы нужно только на отдельно стоящих растениях и предметах. В густолесье, в ущельях, оврагах и других складках и перегибах рельефа, в буреломе любые признаки смазаны, выражены нечетко, грешат приблизительностью.

Наиболее ценную, с точки зрения аварийного ориентирования, информацию дают отдельно стоящие деревья, пни, камни, растения и пр., расположенные на открытых, ровных площадках -- посреди больших полян, на опушках, лугах, так как там они меньше подвержены воздействию местного микроклимата.

Другие файлы:

Конкурс "Лесные Робинзоны" для учащихся 5-7 классов
Конкурс «Лесные робинзоны» для учащихся 5-7 классов проводится на городских и республиканских слетах юных экологов с 1996 года. За это время выработал...

Международный математический конкурс "Кенгуру 2006" в Беларуси
В сборнике приведены условия и решения задач Международного математического конкурса "Кенгуру 2006" в Беларуси, а также дана другая информация о конку...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования компетенций учащихся в области энергосбережения
Индивидуальная проектная деятельность, как эффективный способ развития творческих способностей учащихся средних и старших классов. Использование метод...

Формирование вычислительной культуры учащихся 5-6 классов
Психологические особенности личности учащихся 5–6 классов. Исследование наиболее эффективных методов, средств повышения вычислительной культуры учащих...

Робинзоны космоса
В книгу крупнейшего французского писателя-фантаста Франсиса Карсака включен научно-фантастический роман "Робинзоны Космоса". Это - красивая и бесконеч...