Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Содержание проекта стандарта образования второго поколения, опубликованного на сайте "Standart.edu.ru". Формулировка понятия "личностные достижения учащихся". Ознакомление с разными методиками оценки семейной, экономической, бытовой социализации личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения

Ю.Ф. Гущин, Московский центр качества образования

Опубликованный на сайте "Standart.edu.ru" проект стандарта образования второго поколения (далее - Стандарт) требует, на наш взгляд, самого пристального изучения и анализа с точки зрения задач и проблем, связанных с реализации требований нового стандарта в школьной практике. Одна из главных особенностей нового Стандарта состоит в том, что в нем впервые представлены требования к личностным и метапредметным достижениям учащихся, при этом опыта, связанного с реализацией этих требований, ни у кого пока нет. Поэтому у тех, кто непосредственно (и даже опосредованно) связан с этой практикой, возникает множество вопросов по поводу того, как эти требования будут реализовываться и что необходимо делать уже сейчас в плане подготовки к их реализации в школах.

В опубликованном проекте Стандарта образования говорится, что Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим:

"готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме". И далее приводится перечень этих требований.

Два главных вопроса, которые возникают при первом же знакомстве с этими требованиями, это: как будет организована деятельность по реализации этих требований в школе?" и как будут контролироваться и оцениваться результаты этой деятельности?

По первому вопросу нам трудно что-либо сказать и предложить, поскольку пока неясно какие будут приняты решения в отношении содержания и организации воспитательной деятельности в школе с введением нового Стандарта. Неясно, например, останется ли она в прежнем виде, или будут произведены какие-то изменения, и если они будут, то какие именно и насколько они будут существенными и т.д. С одной стороны, в требованиях Стандарта к личностным достижениям учащихся есть такие которые, вроде бы, предполагают и стимулируют изменения, причем, не только в воспитательной работе, но и в содержании обучения. К их числу можно отнести, например, требования к социально-ролевому поведению - формированию коммуникативной компетентности в общении, формированию здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, семейной социализации ("осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи") и др. Но, с другой стороны, изменения, обусловленные этими требованиями, должны были бы предусмотрены в содержании Стандарта и/или сопроводительных материалах, но их там нет. Что касается второго вопроса, то в этой части уже сейчас можно сформулировать некоторые предложения.

По поводу построения системы оценки в новом Стандарте говорится следующее: "В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Расширяя состав объектов оценки, Стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом". Из этого фрагмента можно понять только, что будет расширен состав объектов оценки и спектр оценочных процедур., которые предполагают использование как персонифицированных (т.е. ориентированных на отдельную личность), так и не персонифицированных процедур. Но какие конкретно методы и средства оценки будут использоваться - объективные (инструментальные и стандартизованные) или экспертные, или какие-то другие), - не конкретизуется. Неясно к тому же, какова будет роль требований Стандарта к личностным достижениям в деятельности в школе, Возможно, что эти требования будут использованы в качестве ориентиров в воспитательной деятельности. Но в таком случае их нужно называть как-то иначе. Что говорит "за" и "против" такого варианта использования этих требований?

Стандарт устанавливает, что "Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:". Само по себе это требование ("должны отражать") можно трактовать по разному, в том числе и в том смысле, что использование требований в качестве ориентиров будет приводить к определенным результатам. Эти результаты каким-то образом будут фиксироваться и оцениваться (например, с помощью разного рода анкет) и, следовательно, можно говорить, что требования Стандарта получают отражение в результатах, полученных таким путем. Другой вопрос, насколько эти измерения объективны и в какой степени соответствуют заявленным требованиям. С помощью анкетного опроса учащихся и/или учителей это трудно установить. Поэтому есть все же надежда, что в этом деле будут использоваться и объективные методы и средства оценки.

Однако использование для оценки личностных достижений объективным методов и средств представляет собой значительно более сложную задачу, чем использование анкет или других подобных средств. Дело в том, что многие из существующих ныне средств оценки, ориентированных на личность (прежде всего, психологических методик, опросников и т.д.) создавались совсем для других целей, и поэтому их использование для оценки личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями Стандарта еще должно быть доказано и обосновано. Для этого нужно проводить исследования. С другой стороны, для оценки результатов, связанных с требованиями к личностно-ролевому обучению и воспитанию, средства оценки вообще отсутствуют. Это означает, что их нужно разрабатывать, что представляет собой достаточно сложную и много затратную работу. В этой ситуации большое значение имеют различного рода опытные разработки и конкретный опыт по решению подобных задач. И такой опыт, хотя и в ограниченном виде, в настоящее время существует.

В Московском центре качества образования (МЦКО) на протяжении ряда лет проводятся исследования, направленные на создание блока средств для оценки социализации учащихся. Эта работа с самого начала была ориентирована на требования стандарта образования второго поколения. Ниже кратко перечислены основные шаги, позволяющие перейти от требований, содержащих достаточно сложные по составу и содержанию понятия и термины, к содержанию, которое позволяет выделить конкретные показатели и определить для них средства оценки.

Знакомство с требованиями к личностным достижениям Cтандарта показывает, что они представлены в достаточно обобщенном виде, причем, формулировки требований включают как хорошо известные термины и понятия (саморазвитие, самоопределение, мотивы обучения и др.), так и совершенно новые, например, "Формирование гражданской идентичности". В отношении таких терминов еще предстоит уточнять их содержание. По мнению авторов-разработчиков Стандарта "гражданская идентичность" означает: "воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной". Эти слова и термины, служащие, видимо, для того, чтобы прояснить значение и содержание термина "гражданская идентичность", мало помогают, поскольку не являются научными понятиями. Хотя, заметим, общекультурный смысл этих слов достаточно понятен.

Выше говорилось также о том, что многие формулировки требований к личностным достижениям содержат слова, понятия и термины, которые представляют собой сложные комплексы как с точки зрения их состава, так и содержания. На этом уровне для них не существует показателей и измерителей, с помощью которых можно было бы напрямую, без дополнительной их конкретизации, проводить оценку личностных достижений. Отсюда следует, что первоочередная задача при работе с этими требованиями состоит в том, чтобы развернуть содержание этих терминов и понятий, т.е. конкретизировать их до уровня, на котором могут быть выделены реальные показатели оценки (реальные в том смысле, что их можно использовать в реальных процедурах оценки). Этому соответствует особого рода работа, которая имеет определенную логику и содержание. То, в чем состоит и как осуществляется такая работа, можно показать на примере создания блока средств для оценки социализации учащихся, о чем упоминалось выше.

Одна из главных задач при создании блока средств оценки социализации состоит в том, чтобы правильно выделить (определить) объекты и показатели оценки. Как решается эта задача?

На первом этапе были проанализированы разные представления о социализации. Этот анализ позволил выделить основные (базовые) показатели оценки, связанные с понятием о социализа...

Другие файлы:

Об основаниях и показателях оценки личностных достижений школьников в соответствии с требованиями стандарта второго поколения
Главные особенности и требования нового Государственного стандарта общего образования второго поколения. Анализ ряда представлений о социализации. Про...

Русский язык. Итоговая аттестация. 1-4 классы. Тестовые тренировочные задания.
М.: 2012. - 48 с. Предлагаемое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Литературное чтение. Итоговая аттестация. 1-4 классы. Тестовые тренировочные задания.
М.: 2012. - 64 с. Предлагаемое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в...

- Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях. Часть 2
Учебник входит в состав комплекта для начальной школы "Перспектива" (серия "Академический школьный учебник"), который разрабатывается в соответствии с...

Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1
Аннотация:Учебник входит в состав комплекта для начальной школы "Перспектива" (серия "Академический школьный учебник"), который разрабатывается в соот...