Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Историко-педагогическое исследование содержания педагогического образования в уездном городе Удмуртской Республики

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Подготовка учителя и целевая ориентация педагогического образования. Модели преподавания и изучения предмета "педагогика" будущими учителями. Ознакомление народного учителя с "миросозерцаниями" мировых педагогов. Модель педагогики для трудовой школы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

На фоне происходящих перемен в системе педагогического образования актуальным становится обращение к историческому опыту. В связи с этим мы предприняли попытку обнаружить программы профессионального педагогического образования, которые были реализованы в городе Глазове в различные годы в процессе подготовки учителей.

В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики нами были специально проанализированы фонды Глазовской учительской гимназии и семинарии, Глазовских педагогических курсов, где сосредоточены материалы разных лет. Среди множества материалов - отчётов, протоколов, журналов, конспектов, даже докладных записок - нас более всего интересовали те, в которых так или иначе отражен процесс специального педагогического образования. Оказалось, что наилучшим образом в архивных материалах представлено содержание образования по педагогике. В разные годы педагогическое знание было оформлено по-разному; получилось так, что будущие учителя изучали несколько разную педагогику.

Для более объективного анализа состояния и динамики любого историко-педагогического явления в региональном аспекте требуется понимание общего исторического и педагогического контекста тех же явлений в общероссийском масштабе. Педагогическая регионалистика требует от исследователя умения выявить не только особенное, специфическое для конкретно-исторических условий, но и обозначения общего, сущностного для рассматриваемого явления.

Началом достаточно широкого распространения педагогического образования в России можно считать вторую половину ХІХ в. Общественно-педагогическое движение на рубеже ХІХ-ХХ вв. породило многочисленные педагогические теории, оказавшие как прямое, так и косвенное влияние на возникновение концепций педагогического образования. Передовая педагогическая мысль России характеризовалась нацеленностью на потребности народного просвещения, гуманистической ориентацией дидактических моделей на саморазвитие личности учащихся. Педагогические теории П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, биолого-медицинские концепции В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, психолого-педа- гогические концепции А.П. Нечаева, сциентистские концепции М.М. Ковалевского, А.Л. Шанявского, Н.В. Сперанского создали богатейший социокультурный фон и сформировали теоретические предпосылки для развития системы педагогического образования.

Проблема подготовки учителя становится в начале ХХ в. одной из важнейших в жизни страны. В прессе, в общественных организациях разворачивается бурная дискуссия о подготовке учителя, о формах педагогического образования.

Учёные, теоретики, методисты, специалисты в области педагогического образования предлагали несколько моделей педагогического образования. Задача нашего исследования - выявить, описать и представить те модели, которые были реализованы в специальных педагогических образовательных учреждениях Удмуртии.

Одно из измерений в нашем исследовании задает целевую ориентацию содержания педагогического образования. Организация профессиональной подготовки педагогов в процессе обучения может быть направлена на будущую практическую деятельность. И тогда практика становится единственным критерием истины. Но можно направить содержание педагогического образования на освоение педагогической теории. В таком случае профессиональные знания становятся целью образования, и именно они подлежат оценке. Вторым измерением зададим всего лишь две крайние позиции - единообразие либо вариативность содержания педагогического образования. А третье измерение позволит нам показать динамику процесса дифференциации - интеграции как педагогического знания в целом, так и учебного предмета «педагогика».

При этом мы сознаем, что педагогическое образование находилось под влиянием экономических, социально-культурных, политических, научно-педагогических факторов. Нами представлены в данной статье лишь две модели преподавания и изучения предмета «педагогика» будущими учителями. Мы ограничили хронологические рамки статьи двумя периодами - до революции 1917 г. и сразу после неё, что позволило достаточно рельефно показать различие концепций педагогического образования.

Самыми ранними обнаруженными в архиве документами, относящимися к подготовке учителей, являются программы по педагогике для женских гимназий. Они были реализованы в период с 1907 по 1916 г. Нельзя сказать, что содержание педагогического образования в этих программах было чётко структурировано, предполагалось лишь формальное его разделение по четвертям. Однако современный анализ позволяет выделить законченные структурные составляющие содержания образования: физическое воспитание, душевное воспитание, история педагогики, дидактика.

Насколько мудры были предшественники! После вводной темы «Понятие о науке», первая рубрика программы - физическое воспитание. Всё остальное время первого года приобщения к педагогической науке посвящалось изучению «душевных явлений» ребенка. Душевными явлениями считали не что иное, как психические процессы - ощущения, внимание, память, воображение, мышление, речь, а также чувствования, волю, сознание.

В течение второго года изучали историю педагогики, зарубежную и русскую. Отметим, что отбор содержания историко-педагогического знания пока происходит исключительно в рамках научной парадигмы. Будущие педагоги знакомились и с лучшими образцами гуманной педагогики, например «школой радости» Виттори- но де Фельтре, и с иезуитской педагогикой, основанной на противоположных принципах.

Небольшой по содержанию раздел «Дидактика» был завершающим. Он предполагал знакомство с общими дидактическими правилами, формами обучения. Интересно, что специально изучались темы «Школьная дисциплина», «Наказания и награды». Вероятно, эти проблемы были актуальными для педагогов тех лет. И последняя тема педагогики - «Личность учителя» [1].

Преподаватели педагогики, видимо, достаточно строго следовали программно-методическим рекомендациям. Однако заметно, что программы более поздних лет, которые уже составлены преподавателями самостоятельно, становятся богаче по содержанию, сопровождаются научно-методологическими комментариями. Так, автор программы и преподаватель педагогики Глазовской женской гимназии А. Фалеров (19101911 учебный год) в раздел истории зарубежной педагогики добавляет изучение философии Канта и Гегеля, гуманизма Лютера; а его программаизучения истории русской педагогики содержит такие имена: барон Корф, Рачинский, Модзалевский, Сикорский [2]. На наш взгляд, это убедительное свидетельство осведомленности глазовского преподавателя об актуальном состоянии педагогической науки и даже о методологии педагогики того времени.

В целом же следует признать, что первые известные в Удмуртии программы по педагогике созданы под заметным влиянием идеи К.Д. Ушинского о педагогической антропологии. В задуманном великим русским педагогом учебнике «Человек как предмет воспитания» систематический курс педагогики изложен именно в такой логике - от знакомства с анатомо-физиологическими особенностями ребенка к пониманию психических процессов и явлений, и лишь на этой основе осуществляется решение педагогических проблем воспитания и обучения. Такова, в основном, концепция программ по педагогике первого рассматриваемого периода. Её целевую ориентацию можно считать скорее общеобразовательной, чем специальной, поскольку программа адресована учащимся гимназий; судить о вариативности или единообразии программного содержания пока нет оснований; но мы можем точно определить, что педагогическое знание здесь интегративно, изучается только один предмет - педагогика. Назовем эту модель антропологической.

Существенные перемены в политической, экономической, социальной сферах, произошедшие в первое послеоктябрьское десятилетие, не могли не оказать влияния на содержание педагогического образования. Народный комиссариат просвещения изменил и систему образования в стране. Основным типом образовательного учреждения стала единая трудовая школа. Учителей для такой школы нельзя было готовить по-старому, программы педагогического образования изменились. Подготовку учителей для новой школы, непродолжительную по времени в силу объективно сложившихся конкретно-исторических обстоятельств, осуществляли в Удмуртии учительские семинарии, которые ещё некоторое время продолжали работать по прежним программам, но постепенно вынуждены были перестраиваться; и педагогические курсы, в большей степени соответствующие новым задачам.

Известно, что программы для единой трудовой школы разрабатывались членами Государственного Учёного Совета (ГУСа). Содержание образования в них «укладывалось» в знаменитые три колонки: природа - труд - общество. Стержнем программ являлся труд, знания школьников о природе и обществе тоже непременно должны быть связаны с трудовой деятельностью человека. Самым эффективным методом освоения знаний считали трудовой метод, его ещё называли исследовательским, большую значимость придавали также самостоятельной познавательной деятельности учащихся - таков коротко основной замысел авторов «марксистских» по содержанию программ.

Принципиальные положения ГУСовских школьных программ оказались реализованными и в программах по педагогике. В первую очередь это касалось цели профессионального педагогического образования. Очевидно, что новые программы были сориентированы на школьную практику. Но этого мало. «Занятия первой половины осеннего триместра носят преимущественно практический характер и происходят в поле, в саду, на огороде, в мастерских, на экскурсиях, в школах, на летних площадках» - так указано в Положении о педагогических курсах первых лет советской власти. Будущие учителя - курсанты - занимались настоящим общественно полезным трудом для «усвое...

Другие файлы:

Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей
Педагогическое общение как научно-педагогическая проблема. Влияние особенностей учреждений дополнительного образования детей на характер педагогическо...

Социально-педагогическое сопровождение детей в учреждениях дополнительного образования
Понятие социально-педагогического сопровождения. Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образован...

Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания
Обоснование совокупности методологических подходов и средств историко-педагогического исследования развития педагогического знания, образующих методол...

Конспект флоры Удмуртской республики (сосудистые растения)
Представлены итоги научно-исследовательских работ по инвентаризации флоры Удмуртской Республики. Приводятся сведения об аборигенных и адвентивных вида...

Сущность и условия успешного педагогического общения в профессиональной школе
Педагогическое общение в профессиональной школе, его условия. Влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся професси...