Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Основные положения в изучении мышления. Возрастные особенности мышления. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Психологическая характеристика. Методы и организация исследования.
Краткое сожержание материала:

41

Министерство образования РФ

Омский государственный педагогический университет

Исторический факультет

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста

Выполнила

студентка 2 курса

группы Ю-22

факультет: Исторический

Моисеенко Настасия Александровна

Проверил

Научный руководитель

Деева Н.А.

ОМСК-2004

План:

Введение

Глава I. Основные положения в изучении мышления

1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

1.3 ПСИХОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАЗЫ

1.4 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Глава 2. Возрастные особенности мышления

2.2 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.3 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - МЫШЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.5 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.6.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - МЫШЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Глава 3. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста

3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУПП

3.2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

Введение.

«Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

И.П. Павлов

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики.

Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и

волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Развитие и диагностика мышления наиболее актуальная тема в обществе в силу того, что от правильности течения развития мышления и своевременной его диагностики зависит в будущем способности человека, кроме того, развитие программ мышления привели к тому, что в настоящее время разрабатывается программа «искусственного интеллекта». Но сопоставляя анализ мышления человека и машины, например компьютер для игры в шахматы, выделяются ряд различий:

1. преимущественно алгоритмическое мышление компьютера с точно определенными ситуациями и целями

2. отсутствие в его деятельности всего широко спектра эмоциональных состояний - от сомнений до предельной мобилизации психической активности, называемой вдохновением

3. отсутствие мотивации разного уровня и силы

4. отсутствие всех субъективных факторов, помогающих найти решение

если рассматривать искусственный интеллект как усилитель человеческого, так как он сам - орудие человеческой деятельности, то естественно предположение и о возможном ослаблении человеческого интеллекта, так японские психологи неоднократно отмечали понижение мыслительной активности у детей, слишком часто обращающихся за помощью к компьютеру. [3]

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность данной темы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.

К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для исследования.[8]

Цель курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом и юношеском возрасте.

При этом поставлены следующие задачи:

1. Обобщить материал по проблеме мышления в психологии.

2. Рассмотреть возрастные особенности мышления у подростков и юношей.

3. Исследовать особенности операций мышления в подростковом и юношеском возрасте.

При написании работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования.

1. Метод научного познания - способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний между существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

2. Наблюдение - это метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

3. Методы тестирования и статистической обработки полученных данных.

4. Теоретическое исследование и его методы - анализ оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения.

5. Обобщение передовой практики - вычленение наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта.

Предмет данной работы - непосредственное изучение особенностей мышления подростков и школьников юношеского возраста. Объект работы - сам процесс мышления в подростковом и юношеском возрасте как структурная единица психических процессов человека.

Глава I.

1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам.

Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. Концепция СЕНСУАЛИЗМА состояла в понимании ПОЗНАНИЯ как СОЗЕРЦАНИЯ. Сенсуалисты выдвинули принцип: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях". На этой основе развивались концепции в сенсуалисткой ассоциативной теории, согласно которой все мыслительные процессы основываются на репродукции чувственных данных т.е. накопленного сенсорного опыта. Эта репродукция происходит по принципу ассоциации. Для объяснения направленного характера мышления появилось понятие ПЕРСЕРВАЦИИ - тенденции представлений удерживаться. Крайняя форма персервации - навязчивая идея. (Г.Эббингауз определил мышление как "нечто среднее между скачкой идей и навязчивыми представлениями".)

Вюрцбургская школа, в противовес сенсуализму, выд...

Другие файлы:

Особенности мышления подростков
Общая характеристика мышления, его разновидности. Особенности подросткового и раннего юношеского возраста. Индивидуальные особенности образного мышлен...

Характеристики индивидуальных и возрастных особенностей школьников юношеского возраста
Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста, их основные характеристики. Рассмотрение различных методов научно-педагогическ...

Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП
Представление о мотивационно-потребностной сфере человека, основные закономерности ее развития. Психологические особенности лиц с детским церебральным...

Чтение как средство развития мышления у учащихся младшего подросткового возраста
Механизмы и виды чтения. Становление и развитие образного и словесно-логического мышления от рождения до младшего подросткового возраста. Учебная деят...

Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста
Сущностно-содержательная характеристика понятия "творческая активность". Исследование сформированности творческой активности у учащихся подросткового...