Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников. Сказка как дидактическое средство эмоционально-волевого и духовного воспитания детей; методика ознакомления дошкольников со сказкой и формирование нравственных качеств личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Выпускная квалификационная работа

Тема:

Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Сказка - средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников

1.2 Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

1.3 Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников

Глава 2. Методика использования сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

2.1 Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку

2.2 Организация опытно-практической работы по исследованию влияния сказки на развитие и воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, Токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодежи, а также к родительской безответственности, и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека, дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.

В основе предлагаемой технологии духовно-нравственного воспитания средствами дидактической сказки лежит гуманистический подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы[2,с. 170], И. Канта[3,c.198], К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого и др., целостный подход, рассматривающий человека (педагога и ребёнка) в единстве телесного, душевного и духовного аспектов (Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн, М.М. Бахтин), а также субъективный подход к воспитательному процессу, ориентирующий взгляд на ребёнка как на субъект воспитания (Г.С. Батищев, Я.А. Коменский) [3, c. 228]. Взгляд на развитие духовного мира личности как на деятельность, направленную на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич) [15, c. 345] также нашёл своё отражение в данном исследовании. Аксиологический (ценностный) подход, изучением которого занимались В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, [12, с. 145] ориентированный на определённый набор ценностей, в нашей технологии представлен общечеловеческими ценностями - Добро, Мир, Красота, Знания, Семья, Культура, Труд, Отечество.

Объект: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет: нравственного воспитания дошкольников средствами дидактической сказки.

Цель: обосновать возможности использования сказки в нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза исследования: систематическое использование сказки в воспитательном процессе способствует воспитанию нравственных качеств личности у дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Изучить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

3. Изучить методику использования сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

4. Организовать и провести опытно-практическую работу по формированию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию сказки в воспитательном процессе.

«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Эта пословица говорит о том, что сказка способна формировать нравственный облик человека. Сказка учить морали с детства, учит различать добро и зло, хорошее и плохое. А значит, она всегда будет востребованная и актуальна.

1. Сказка - средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников

В современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Часто они отождествляются: для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей используется термин «ценности». Сложились пять основных точек зрения на определение понятия «ценностные ориентации». Оно рассматривается как:

1. Отношение личности к жизненным ценностям. Ценностные ориентации выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям. Л.О. Лотар [19, c. 123] отмечает, что в ценностных ориентациях отражается особый вид отношений индивида к ценностям.

Отношение личности к объектам окружающей действительности. По мнению М.Б. Демина [33], ценностное отношение -- отношение субъекта к предметам и явлениям окружающего мира. В «Социологическом справочнике» подчеркивается, что в системе ценностей выражается отношение человека, общества к миру. По мнению Р.Х. Шакурова [32], ценностные ориентации -- «устойчивые осознанные и упорядоченные отношения личности к определенным объектам». С.С. Бубнова [31] считает, что ценностные ориентации -- важнейшая составляющая личности, ее индивидуальная характеристика, выражающая отношение человека ко всему окружающему.

2. Стремление, интерес личности к жизненным ценностям. В.Б. Ольшанский считает, что ценностные ориентации -- устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. По мнению А. Оппенгейма, система ценностей охватывает жизненно важные социальные интересы личности. А.Г. Здравомыслов [28,c.345] пишет, что ценности -- это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Но объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека выступает некое духовное содержание, особая концентрация чувств и мыслей, воплотившаяся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного.

3. Направленность личности на ценности. С позиций Б.Г. Ананьева [30], направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. В.А. Ядов [20, c. 24] отмечает, что ценностную ориентацию можно определить как фиксированную - в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни. По мнению Е.А. Яблоковой [29,с.234], ценностные ориентации -- это «социально обусловленная направленность сознания и поведения на общественные и групповые ценности, выражающиеся в предпочтительном отношении к тем или иным из них». Л.И. Анцыферова [2,с.169] подчеркивает, что ценностные ориентации есть направленность личности на определенные ценности. Е.З. Волчек считает, что ценностные ориентации -- это направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность. С точки зрения, Е.М. Бабосова и С.Е. Бабосова, направленность субъекта социальных отношений и взаимодействий на определенные типы ценностей, выбор наиболее предпочтительных выступает как ценностная ориентации индивида.

4. Представление личности о жизненных ценностях. С позиции К. Клакхона, ценностные ориентации -- это эксплицитные ил...

Другие файлы:

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. Характеристика и специфика нравственного воспитания в семьях детей дошкольног...

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Понятие нравственного воспитания. Психологические возможности изучения сказок. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Педагогические иде...

Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Основные педагогические принципы воспитания детей средствами авторской дидактической сказки. Условия, необходимые для успешного осуществления этой тех...

Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Форм...

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста
Роль и преимущества сказки в воспитательном процессе детей. Метафора как основное средство сказкотерапии. Разработка программы тренинга как части восп...