Использование оригами в обучении детей дошкольного возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития общества.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами помогает:
- сделать рывок в развитии речи;
- улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;
- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
В свою очередь исследованиями по проблемам преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.
Анализ литературы доказывает, сто техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики. Однако роль «оригами» в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выбору темы исследовательской работы «Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами».
Цель исследования: Разработать организационно методические формы работы, направленные на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике "Оригами".
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику и определить уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом "оригами".
3. Разработать перспективный план, воспитательской работы, направленный на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами».
1. Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами
1.1 Понятие о способе оригами и история возникновения техники
История развития искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Орниологи утверждаю, что в третьем - четвертом веках до нашей эры уже находят материалы, которые мощно рассматривать как бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги: технологию ее производства было запрещено вывозить за границу [2, стр. 81].
Б третьем веке бумага "двинулась" к берегам Японии через Корею. Этому способствовали интенсивные отношения двух государств.
На рубеже четвертого века из Кореи прибыли двое ученых Акити и Вани, последний привез с собой несколько китайских и корейских книг. По японской традиции он считается первым, кто познакомил страну с китайской письменностью. Но еще довольно долго письменность не имела в Японии широкого распространения.
В Японии того времени существовало одно религиозное направление - синтоизм [4, стр. 15].
Буддизм пришел в Японию чуть позднее, в 538 году нашей эры, из Индии через Китай и Корею. Именно в этот период в Японии начинает развиваться производство бумаги (610 год). Его возникновение связывают с корейским буддийским монахом Дан-Хо, который научился бумажному делу в Китае и предложил свои услуги императорскому двору. Однако, широко бумага в Японии стада производиться во время «Золотого века» буддийской культуры, особенно в период Ханухо (конец VII - начало VIII века) и Темпе (VIII век).
С конца второй половины VIII века стала развиваться и японская технология производства бумаги - «нагашизуни». Бумага, сделанная по этой технологии, была названа «ваши» - «японская бумага». Она заняла ведущее место в мире благодаря своему уникальному качеству [5, стр. 77].
В XV веке Япония использовала бумагу не только для издания книг. Выпускалась бумага разных сортов и различных свойств: для каллиграфии, конвертов и писем, сумок и зонтов, фонарей и ширм, всевозможных перегородок в домах, широко применялась бумага для изготовления одежды. Плащи из обработанной маслом бумаги можно было увидеть s самых глухих провинциях страны. В моде были кимоно "Шифу", изготовленные из ткани, нити которой делались из витой бумаги, и "камино" из разных листов бумаги [4, стр.123].
Высоко ценилась прочность бумаги "ваши" в пиротехнике. Она шла на изготовление парусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластыри). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные редкие футляры, корзинки и коробочки для очков, музыкальных инструментов и тому подобное [6, стр. 46].
Самое ранее извести использования оригами в религиозных целях в Японии связано с каташиро, которые с древних времен использовались в синтоистских церемониях.
У этих кукол очень длинная история. В самом начале они выполнялись из травы, упоминания о них относятся к периоду Хейан (796-I185), Наибольшей популярностью бумажные куклы достигли в средине периода Эдо (1615-1868).
Этот период знаменуется расцветом японской гравюры, основа которой выполнялась на деревянных колодках. При помощи подобных колодок на бумагу наносили многокрасочные узоры, и эта бумага шла на изготовление кукол. Она известна как киогами, и поэтому куклы, сделанные из этой бумаги, называются "киогами нинью".
Самый старинный вид бумажной куклы в Японии - это "анесама" или кукла "старшая сестра" (невеста).
В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который...
Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами
Понятие и история появления оригами. Формы, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в технике оригами. Перспективный план работы,...
Умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР в процессе конструирования из бумаги в технике оригами
Роль умственного воспитания в развитии ребенка. Особенности развития детей дошкольного возраста с нормой в развитии и с ОНР. Виды конструирования из б...
Целесообразность и эффективность использования принципов "открытого обучения" при формировании плавательных навыков у детей дошкольного возраста
Значение плавания для физиологического развития детей дошкольного возраста. Общеразвивающие и специальные физические упражнения при обучении плаванию....
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами)
Понятие и виды мышления, его развитие в онтогенезе. Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Характеристи...
Рекомендации воспитателям по осуществлению дифференцированного подхода в обучении вычислительной деятельности детей дошкольного возраста
Примерные занятия при обучении вычислениям детей дошкольного возраста. Подготовка дошкольников к решению устных задач. Система дидактических принципов...