Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Влияние логоритмических занятий на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методы и приемы обучения и развития речи детей с нарушением просодической стороны речи средствами логопедической ритмики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Тема: Использование логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Кемерово

Содержание

Введение

1. Теоретические основы просодической стороны речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие логопедическая ритмика

1.2 Особенности и возможности логоритмики

1.3 Использование логоритмики в устранении просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

2. Развитие просодической стороны речи посредством логоритмики детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

2.1 Методика использования логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии

2.2 Комплекс использованных логоритмических упражнений по устранению нарушений просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии, проведение и последовательность

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Актуальность проблемы заключается в том, что дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза. У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи.

Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Просодическая сторона речи изучалась Е.С. Кубряковой, Г.Н. Ивановой Лукьяновой, Н.Д. Светозаровой, Н.В. Черемисиной - Ениколоповой, Л.А. Вербицкой, М.В. Гординой, Л.В. Бондаренко и др.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

У большинства детей звукопроизношение к четырем-пяти годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Музыкальное развитие детей с речевой патологией специфично.

В современной общей и специальной педагогике, этим вопросом занимались многие деятели науки, такие как Г.В. Волкова, А.З. Андронова Арутюнян, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.В. Черемисина, Н.Н. Трауготт, С.Н. Цейтлин и другие.

Предметом работы является исследование влияния логоритмики на устранение нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Объектом работы является использование логоритмики в устранении нарушений просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии старшей группы детского сада №232 Заводского р-на(пос. Южный).

Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

В связи с этим, цель работы: определить условия, при которых логопедическая ритмика становится эффективным средством коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее время среди детей, посещающих детский сад около 40% имеют логопедические диагнозы. Поэтому логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением просодической стороны речи, если:

- включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;

- создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;

- проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.

Задачи работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме;

2. Определить влияние логоритмических занятий на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;

3. Показать методы и приемы обучения и развития речи детей с нарушением просодической стороны речи средствами логопедической ритмики.

Глава I. Теоретические основы просодической стороны речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие логопедическая ритмика

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.

Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеетпросодическая сторона речи.

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.[18]

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Акустическими показателями интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр («цвет голоса»). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темпречи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин- как ускорение, так и замедление -- мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи - ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.[10,c.18]

Темпо-ритмическая организация устной речиявляется темстержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, нач...

Другие файлы:

Развитие активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
Основные проявления стертой дизартрии в дошкольном возрасте. Особенности формирования активного словарного запаса у старших дошкольников со стертой фо...

Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в отечественной логопедии и проявление ее у дошкольников. Фонетико-фонематические нарушения в стр...

Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Формирование правильной речи у детей. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии. Этапы формирования просодичес...

Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она ча...

Логопедическая коррекция нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии
Обзор проблемы развития фонетико-фонематической стороны речи в психолого-педагогической литературе. Работа логопеда по развитию фонетико-фонематическо...