Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Связь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе. Использование литературы на уроках музыки. Музыка и литература на праздниках и развлечениях. Знакомство с музыкальными терминами через литературное слово. Влияние музыки и литературы на человека.
Краткое сожержание материала:

2

Содержание

Введение

Глава 1.Взаимосвязь литературы и музыки на уроках в коррекционной

школе VIII вида

1.1. Музыка на уроках чтения

1.2. Использование литературы на уроках музыки

1.3. Связь музыки и литературы на праздниках и развлечениях

Глава 2. Использование литературных произведений в музыкальной

работе с детьми с отставанием в развитии

2.1. Шумовые и музыкальные звуки

2.2. Знакомство с музыкальными терминами через литературное слово

2.3. Литературное и музыкальное народное творчество

2.4. Влияние музыки и литературы на человека

2.5. Образ в музыке и музыкальная драматургия

2.6. Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах,

кинофильмах

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение.

Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература - это искусство слова, а слова, как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».[37,20] Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, это отражается и в школьной программе коррекционной школы по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.

Взаимосвязь музыки и литературы - это объёмная тема, но не раз уже затрагивалась на уроках музыки. Настало время, когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом».[45, 268] Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.

Цель дипломного сочинения: рассмотреть взаимосвязь литературы и музыки на уроках чтения и музыкальной работе в коррекционной школе VIII вида.

Задачи: 1. Рассмотреть возможности использования музыки на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида.

2. Рассмотреть возможности использования литературных произведений на уроках музыки.

3. Разработать методику использования литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии.

Методология. Свою работу строю на использовании методик В. А. Сухомлинского, Д. И. Кабалевского, Е. И. Евтушенко.

Структура. Дипломное сочинение состоит из введения, в котором ставятся цели и задачи исследования. Из 2-х глав: глава 1 - Взаимосвязь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе VIII вида; глава 2 - Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии. В главе первой рассматривается взаимосвязь литературы и музыки на уроках и во внеклассной деятельности в коррекционной школе. В главе второй приведен ряд разработок использования литературы на уроках музыки. И заключение, в котором подводятся итоги проделанной работы. В конце приведен список литературы, состоящий из 51 наименований литературных изданий, и представлены приложения, в которых раскрывается взаимосвязь музыки и литературных произведений на уроках и внеклассных мероприятиях.

Глава 1. Взаимосвязь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе VIII вида

1.1 Музыка на уроках чтения

Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств, -- возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горького, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинского, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положены на музыку.

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.

Художественное слово более всего становится музыкальным в лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внутренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. Поэтому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вызываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых образы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше. Естественно, в литературном произведении речь идет лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастерство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, путем соответствующей «речевой инструментовки», настроить читателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ничего о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звучания стихов) будет у него музыкальным»,-- писал Б. Асафьев.[2, 28]

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что - либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься... Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».[17, 8]

Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

Другие файлы:

Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет
В пособии представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движе...

Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Значение педагогических программных средств в развитии дошкольников. Требования к организации работы в компьютерном зале. Методика использования компь...

Музыкальная грамота и сольфеджио
Учебник должен помочь начинающим музыкантам и любителям музыки овладеть музыкальной грамотой:1) ознакомить их с основными элементами музыкальной р...

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников
Значение живописи в развитии дошкольника, особенности восприятия произведений детьми в исследуемом возрасте. Требования к отбору произведений живописи...

Перевод названий литературных и кинематографических произведений
Способы передачи названий литературных и кинематографических произведений. Языковая вариативность. Название как специфический объект перевода. Особенн...