Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование краеведческого материала на уроках истории в начальной школе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе. Возрастные особенности учащихся 4-х классов; выявление уровня сформированности краеведческих знаний, реализация психолого-педагогических условий по их применению.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Белозерский педагогический колледж

Специальность: 050709 «Преподавание в начальных классах»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету:

Методика преподавания истории

На тему:

Использование краеведческого материала на уроках истории в начальной школе

Студентка 4 «В» группы:

Михайлова Екатерина Викторовна

Научный руководитель:

Шеверева Татьяна Александровна

2011 год

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе в педагогической теорией и на практике

1.1 Роль краеведческого материала при изучении истории в начальных классах

1.2 Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста

1.3 Методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию краеведческого материала на уроках истории в начальной школе

2.1 Выявление реального уровня сформированности краеведческих знаний по истории в 4 классе

2.2 Реализация психолого-педагогических условий по использованию краеведческого материала на уроках истории в начальной школе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

Программой по истории предусмотрено осуществление краеведческого принципа преподавания, в котором краеведение - одно из средств осуществления воспитывающего обучения.

В использовании местного краеведческого материала при изучении различных тем курса истории и заключается суть краеведческого принципа в преподавании.

Школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым, а рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес у детей. Практика показывает, что изучение истории России становится эффективнее, если изучать ее через историю родного края, близкого и понятного детям, проводя между ними параллели.

Местный материал является неотъемлемой и обязательной частью при изучении истории. Следовательно, историческое краеведение - это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале.

Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. В этом случае краеведение становится важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе - общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И. Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Известный методист Н.Г. Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее.

Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.

Объект исследования: процесс изучения истории в начальной школе;

Предмет исследования: использование краеведческого материала на уроках истории в начальной школе.

Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия, при которых процесс использование краеведческого материала на уроках истории в начальной школе будет наиболее эффективным.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме и раскрыть сущность понятий:

- краеведческий материал;

- урок истории;

- младший школьный возраст.

2. Выявить методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе.

3. Выявить имеющийся уровень сформированности знаний учащихся начальной школы.

Гипотеза: анализ теоретической литературы и практического опыта позволяет предположить, что процесс формирования знаний на уроках истории в начальной школе будет наиболее эффективным при следующих условиях:

1) при учете имеющегося уровня знаний;

2) при разнообразии методов и приемов использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе.

В процессе исследования использовали следующие методы:

Анализ психологической, педагогической, методической литературы

Тестирование

Беседа

Моделирование

Опытно-практическая база: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Белозерска, 4 «А» класс.

1. Проблема использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе в педагогической теорией и на практике

1.1 Роль краеведческого материала при изучении истории в начальных классах

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории отечества, поднимают научный уровень местного материала.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. [17]

Младшие школьники и подростки познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг, знакомясь с памятниками и историческими местами своего края, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников - представителей разных поколений. [3, C. 7-8]

Начальный курс истории является пропедевтическим. Историческая пропедевтика вводит школьников в мир истории. Она знакомит учащихся с новым для них предметом, прививает к нему интерес, дает представления, связанные с основными характеристиками истории. Пропедевтический курс истории Отечества дает ученикам представления об историческом времени и пространстве, исторических источниках. Курс погружает школьников в мир истории через характеристики образа жизни людей в различные периоды Отечественной истории (занятия, орудия труда, жилища, одежда и т. д.) Описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их участниках. Он способствует воспитанию любви к отечеству, уважения к его истории и культуре. Одной из главных задач курса является формирование интереса младших школьников и подростков к изучению исторического прошлого Отечества.

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах; обучать младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т. д.

Основные задачи курса:

ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что даст возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественно - научной, художественно-эстетической;

научить детей видеть историю "вокруг себя: в домах, которые нас окружают; в предметах быта; в названиях улиц, на которых мы живем;

помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. [16, C. 18-19]

В программе III класса заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал. "Бытовая повседневность" чрезвычайно продуктивна для усвоения исторического прошлого младшими школьниками: усваивается быстрее и лучше то, что связано с личным опытом самих детей. Поэтому история возникновений таких реалий, как стул, шкаф, сарафан и т. д., открывает во...

Другие файлы:

Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе
Сущность понятия наглядности в начальной школе. Дидактические условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала н...

Введение краеведческого материала в урок русской литературы (на примере поэзии Анатолия Гарая)
Понятие и задачи краеведения в школе. Методика преподавания краеведческого материала на уроках, факультативных курсах и внеклассных занятиях. Рассмотр...

Методика преподавания обществознания в начальной школе
В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы о...

Организация деятельности учителя по использованию средств наглядности на уроках в начальной школе
Разработка вопросов по использованию средств наглядности в педагогической литературе. Особенности использования средств наглядности на уроках в началь...

Рефлексивная деятельность учащихся в начальной школе
Изучение приёмов организации рефлексии на уроках в начальной школе. Сущность рефлексивности как свойства практического мышления. Использование приемов...