Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование игры в учебно-воспитательном процессе школы

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Применение сюжетно-ролевых игр на уроках биологии. Проблема взаимосвязи трудовой и учебной деятельности в образовательном процессе школы. Развитие ребенка в процессе игры. Методические рекомендации по разработке и использованию дидактических игр.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Словом «игра» обозначаются самые различные, порой малосхожие между собою явления. В словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Мы будем оперировать следующим: «Игра - это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения» [5].

Есть основание предположить, что необходимость игрового поведения связана с таким периодом в развитии человека, в течение которого он должен подготовиться к взрослой жизни. Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, -- основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые для самого существования человека [19].

В сущности, то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно, игра является, по словам Л.С. Выготского, «в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте» [6]. По единодушному мнению психологов, игра -- ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы [3].

В младшем школьном возрасте игра уже не занимает того важного места, которое характерно для нее в дошкольном возрасте, но она все же имеет немалое значение в психическом развитии младшего школьника. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинают интересовать исход игры, ее результат. Поэтому игры школьников в значительно большей степени требуют целенаправленности и волевой организации поведения [4].

Однако игра не теряет своей значимости с взрослением человека. Играют даже взрослые, у которых игры принимают другие, более сложные формы. Игра сопровождает человека в течение всей его жизни, способствуя развитию личности. Поэтому так важно грамотно использовать игры в учебно-воспитательном процессе, учитывая психологические особенности каждой возрастной группы детей.

Цель работы - изучить возможности использование игры в учебно-воспитательном процессе школы.

Задачи:

1. Дать понятие игры как психолого-педагогического явления;

2. Определить роль игры в развитии ребенка;

3. Выявить возможности игровой деятельности школьников на уроках биологии.

Глава 1. Игра как психолого-педагогическое явление

1.1 Игра: явление и понятие

Что же такое игра? Существует огромное количество определений игры, в своей работе мы приведем несколько. Согласно словарю русского языка Ожегова С.И., «Игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Психологический словарь так трактует данное понятие «Игра - исторически возникший тип деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». Д.Б. Эльконин в своих работах говорит, что «игра -- это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [19]. Еще одно определение игры дал В. Всеволодский-Гернгросс: «Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей» [19].

Для понимания сущности игры важно различать се субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то легко прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако объективное значение игры, о котором сам ребенок и не догадывается и которое непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным исследователем игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. С.А. Шмаков утверждает, что таким значением являются функции игры в развитии ребенка [17].

Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра -- это школа общения. «Ребенок учится в игре своему «я» (Л.С. Выготский), но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра -- действенное средство нравственного воспитания. Игра -- модель «взрослой» жизни, и здесь ребенок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником, еще не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию,-- это отдых, разрядка психической напряженности. Что важно отметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое [1, 6].

Итак, игра -- непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности, как считает О.С. Газман, заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе. Существует много различных концепций игровой деятельности [7].

Различные исследователи и мыслители выдвигали одну теорию игры за другой - К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности. Что же такое игра?

Прежде всего, игра - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Л.И. Божович говорит, что человеческая игра - это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности [4].

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещественном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.

По словам Л.С. Выготского, мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть [6].

С этой исходной особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ее особенность в способах игрового действования, или оперирования.

Игровое действие (по Д.Б. Эльконину) - это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта [19].

Для осуществления в практическом плане тех действий, которые ребенок переносит в игровой план, человечество выработало в процессе развития науки и техники необходимые для практической эффективности сложные способы их осуществления. Овладение этой техникой, для адекватного применения которой требуются обширные знания, составляет задачу учебной деятельности, включающей специальную профессиональную подготовку. Эта техника, недоступная ребенку, оказывается по самому смыслу игры и не нужной для выполнения игрового действия, поскольку игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту. Этим определяется вторая - х...

Другие файлы:

Народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования
Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема. Идеи отечественных педагогов, дальнего и ближнего зарубежья. Критика идеа...

Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида
Особенности развития незрячих детей. Способы активизации их познавательной деятельности. Основы работы по использованию игры в учебно-воспитательном п...

Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения
Психологический аспект использования технических средств обучения (ТСО) в обучении. ТСО в учебно-воспитательном процессе. Классификация и эффективност...

Организация и методика проведения уроков иностранного языка с использованием элементов занимательности в 5-6 классе средней школы
Место и роль игры в учебно-воспитательном процессе, актуальность использования игровых элементов на уроках иностранного языка. Нетрадиционные методы о...

Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в учебно-педагогическом процессе. Содержание и факторы адаптации младших школьников, их...