Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Интерактивные методы обучения как условие повышения профессиональной подготовки учащихся колледжа

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность и классификация интерактивных методов обучения. Применение на уроках методов, предназначенных для организации индивидуальной и групповой мыследеятельности. Исследование влияния активных методов обучения на уровень профессиональных знаний.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

С наступлением XXI в. определился новый этап развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе к подготовке для будущего трудоустройства, к формированию способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях. Требования, которые предъявляет реальная практическая деятельность к современному специалисту со средним специальным образованием, не просто высоки по части компетенции, они также чрезвычайно разнообразны, часто необычны с точки зрения традиционных представлений и, самое главное, постоянно меняются, находясь в зависимости от конкретных обстоятельств. К этим требованиям можно отнести: умение критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив и на основе творческого поиска, способность к культурной и деловой коммуникации.

В настоящее время на рынке образовательных услуг лидируют те учреждения образования, которые могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями настоящего времени. Достижение такого уровня невозможно с помощью лишь традиционных методов обучения и организации учебной деятельности. С позиций современных требований центр тяжести в обучении сегодня переносится на развитие личности, ее умение самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию, Этот факт предопределяет высокие требования к образовательно-педагогической сфере, в том числе к подготовке кадров экономического профиля. Главная задача в этом процессе -- повышение профессионализма выпускаемых специалистов.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в современном колледже сегодня включает не только изменение содержания изучаемых дисциплин, но и изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Важно, чтобы учащийся не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на занятиях для повышения профессиональной подготовки, расширения кругозора учащихся и их общей культуры.

Проблема исследования заключается в отсутствии теоретического обоснования действенных педагогических средств и условий, способствующих повышению уровня профессиональной подготовки учащихся колледжа.

В настоящее время многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность учащихся, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению. В связи с этим особую актуальность и интерес представляет изучение возможности применения в учебном процессе современного колледжа именно интерактивных методов обучения.

Объект исследования: организация педагогического процесса в колледже.

Предмет исследования: интерактивные методы обучения учащихся колледжа.

Цель работы: выявление и обоснование применения интерактивных методов обучения как условия повышения профессиональной подготовки учащихся колледжа.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Определение сущности и классификации интерактивных методов обучения;

2. Выявление состояния использования интерактивных методов обучения в учебном процессе колледжа;

3. Выявление возможностей интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке будущих экономистов.

Методологической основой исследования являются принципы педагогической антропологии, идеи гуманистической психологии, системный, культурологический, деятельностный подходы, концепция личностно-ориентированного педагогического процесса.

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: анализа литературы, изучения и обобщения передового педагогического опыта, наблюдения, анкетирования, уточняющего собеседования, педагогического эксперимента, статистической обработки данных и др.

Дипломная работа складывается из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем дипломной работы составляет 67 страниц, в том числе 1 таблица, 8 рисунков. Список использованных источников включает 29 наименований. В работе имеется 2 приложения, составляющие 7 страниц.

Глава 1 Теоретические основы использования интерактивных методов обучения в учебном процессе

1.1 Понятие и классификация интерактивных методов обучения

Главными характеристиками выпускника учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, являются компетентность и профессионализм, что требует особого подхода к стратегии и тактики обучения в колледже. Успешность учебной деятельности зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

В современном колледже деятельность преподавателя должна быть направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащегося в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а так же формированию способностей к самостоятельному, творческому, профессиональному мышлению.

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин "интерактивное обучение" поднимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Существуют различные определения понятия активных (интерактивных) методов обучения:

· Технология активных методов обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую деятельность [16, с.87].

· Активные методы обучения - это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности "учение-обучение". Являясь методами педагогического воздействия, они в то же время являются компонентом содержания образования, ибо через них возможно передавать деятельность, которая вербальным путём не передаётся. Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и присвоена ими. Только через активные методы обучения возможно проектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования [4, с.127].

· Активные методы обучения названы Селевко Г.К. технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как "технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся" [26, с. 184].

· Смысл понятия "интерактивные методы" (по Кашлеву С.С.) складывается из дефиниций понятий "метод" и "интерактивный" (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т. е. для развития. В понятии "интеракции" можно выделить два слагаемых: "интер" -- между; "акция" -- усиленная деятельность. Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы - способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. [5, с.5].

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи...

Другие файлы:

Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината
Организация трудового обучения и профессиональной ориентации школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Значение правильного выбора...

Интерактивные методы и технологии обучения
Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе; формы, методы, приемы и средства. Применение интерактивных методов обучения, зада...

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
Организация и методика производственного обучения и его эффективность. Управление профессиональным обучением кадров. Анализ профессиональной подготовк...

Проблемные методы обучения
Методы обучения как педагогическая категория. Проблемные методы в структуре обучения как взаимодействия обучающего и обучающихся. Особенности использо...

Методы обучения персонала, их достоинства и недостатки
Основы обучения и повышения квалификации персонала: понятия, цели и задачи обучения, современные виды и методы. Образовательные программы в системе по...