Индивидуальный подход в процессе обучения младших школьников
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 1 им. К.Д. Ушинского
Выпускная квалификационная работа
Тема: Индивидуальный подход в процессе обучения младших школьников
Автор:
Гусарова Кристина Владимировна
студентка V курса, группы 51У,
специальность 050709,"Преподавание в начальных классах"
Научный руководитель:
Строганова Людмила Викторовна,
заслуженный учитель РФ, председатель комиссии психолого-
педагогического цикла
Москва 2014
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
- 1.1 Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия
- 1.2 Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода
- 1.3 Новые тенденции в индивидуализации обучения
- Глава 2. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе
- 2.1 Формы и методы индивидуализации в обучении
- 2.2 Опыт реализации процесса индивидуализации в деятельности школы №27 г. Кирова
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Введение
"Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученик".
Л.Н. Толстой
Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания ученика, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Актуальность выбранной темы: социальный заказ общества в области обучения выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.29 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отметил, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения обучающимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их. Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Область исследования: дидактика.
Цель исследования: выявить оптимальные пути организации обучения младших школьников в начальных классах, учитывающие индивидуальные различия учащихся и уровень развития их способности к учению.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы:
а) дать определение понятию "Индивидуализация”.
б) рассмотреть требования, предъявляемые к педагогу при реализации индивидуального обучения.
2) раскрыть психологические аспекты и особенности, связанные с возрастной спецификой учащихся.
3) раскрыть новые тенденции в индивидуализации обучения.
4) проанализировать представленный опыт индивидуализации.
5)
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме,
б) эмпирические: изучение опыта работы учителей начальных классов,
в) практические: проведение уроков с использованием приемов и форм индивидуализации.
При написании данной работы нам неоценимую помощь оказали
следующие источники: Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения, Зотов Ю.Б. Организация современного урока, Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
1.1 Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия
Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, строящаяся на индивидуальном подходе в процессе обучения.
За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса бучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.
Рассмотрим мнения разных педагогов об индивидуализации. И.М. Чередов: "С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках - как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы". Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, 1973. - с. 10
И.М. Осмоловская: "Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика". Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - с. 49.
А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как "систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения" Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. - с. 51.
Как показывает анализ литературы, идея индивидуализации не является "изобретением" педагогической науки. Она была заимствована педагогикой непосредственно из психологии и отчасти из социологии конца XIX века.
В 20-е годы на фоне духовной депрессии, вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея компенсации (т.е. преодоления биологической слабости человеческого существа).
Данное направление в психологии оказало сильное влияние на западную педагогику, социологию и психологию.
Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются...
Индивидуальный подход учителя в обучении младших школьников
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьнико...
Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
Теоретические аспекты и состояние исследований проблемы формирования самоконтроля у младших школьников. Психологические особенности младших школьников...
Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников
Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников. Психологические особенности развития младших школ...
Формирование познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов в процессе обучения математике
Процесс воспитания школьников с трудностями в обучении. Уровни сформированности мышления младших школьников. Коррекция мыслительной деятельности младш...
Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой
Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников. Концепция современных проблем образования. Специфика компьютерного обучения младших...