Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Индивидуальная работа на уроках математики на І ступени среднего образования

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка. Технологии разноуровневого обучения. Групповая и индивидуальная форма работы. Выявление математических способностей учащихся младших классов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Отдел образования Наровлянского райисполкома

УО «Государственная общеобразовательная средняя школа № 1 г. Наровли»

Индивидуальная работа на уроках математики на І ступени среднего образования

2008

Введение

В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин «личностно-ориентированное обучение». В содержание этого термина включается реализация индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних и слабых).

Значительно возросла роль развивающего обучения, стали привычными такие слова, как гуманизация, интеграция, дифференциация учебного процесса. Я.А. Каменский говорил, что ребенка научить в той степени, в которой он может научиться, а не в которой желает учитель. Лично я за дифференциацию обучения в любой форме - и внешней, и внутренней. Практика давно убедила, что одинаковый подход ко всем ученикам на всех этапах урока, как правило, безрезультатный, потому что дети по причине своих психических, физиологических и умственных способностей по-разному воспринимают материал. И тогда учитель, который душой болеет за каждого своего воспитанника, стремится определить группы детей с одинаковыми способностями, особенностями восприятия, это значит дифференцировать процесс обучения. Основной метод - это клиническое наблюдение, т.е. анализ целостного учебного поведения ребенка в конкретных условиях проектирования педагогической ситуации развития. Обычно эти наблюдения ведут учителя начальных классов. Предъявляются особые требования к личности учителя, способного к постоянному доброжелательному общению с разными учениками, ориентированному на уважительное отношение к каждому, независимо от его личных успехов, реальных достижений; поощрению индивидуальных успехов в развитии ученика на основе сравнения его не столько с другими, сколько с самим собой. Дети, которым свойственно активное восприятие, которые имеют хорошую память, не получая достаточного количества новой информации, постепенно становятся инертными, пассивными, теряют интерес к учебе. Нередко на уроке сильные и слабые ученики работают над одним заданием, задачами и примерами. Дело в том, что мало разноуровневых программ и учебников, которые можно было бы использовать в работе как с сильными так и со слабыми учениками. Учитель не должен сидеть сложа руки в ожидании достаточного количества таких программ и учебников. Он может давая программный минимум знаний всем детям, с помощью дифференцированного обучения вести работу по развитию способностей школьников.

Дифференцированный подход дает возможность работать, ориентируясь не на среднего, а на сильного ученика, позволяет создать условия для творческой деятельности всех детей, доказать на деле, что есть сотрудничество учителя и ученика, где творец - ребенок, а организатор и вдохновитель - учитель.

Цели данной работы:

Определить роль индивидуальной работы на уроках математики на

I ступени общего среднего образования.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу

по данной проблеме;

2. Определить значение индивидуальной работы на уроках математики.

3.Провести исследование по теме: «Выявление математических способностей учащихся младших классов».

Гипотеза: Дифференциация обучения, использование разноуровневых заданий позволяют выявить и максимально развивать задатки и способности учащихся, способствуют лучшему усвоению материала.

Глава 1. Индивидуальная работа на уроках математики

1.1 Дифференцированный подход на уроках математики

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной проникающей технологией.

Осуществляя дифференцированный подход к обучению при становлении и развитии навыков чтения, письма и счета у шестилетних детей можно опираться на систему внутриклассной дифференциации, разработанную заслуженным учителем РФ Николаем Петровичем Гузиком, хотя система разработана не на базе начальной школы. [20]

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам, работа в режиме диалога (постоянные и динамические пары), консультирование и помощь на уроке.

Внутренняя дифференциация - при классно-урочной системе имеет в виду работу на одном уроке разных групп учеников. Для каждой из них заранее готовятся консультационные карточки, в которых детализируются отдельные понятия, даются конкретные понятия. Однако, согласитесь, что готовить ежедневно, а тем более поурочно, такие консультационные карточки невозможно практически. Если же делать их от случая к случаю -это уже не будет дифференциацией, а только фрагментом ее.

Более эффективным является дифференцированный подход при индивидуально-групповой форме обучения. Тут есть возможность помочь каждому ученику. А учебный процесс можно строить таким образом, чтобы ориентироваться не на среднего ученика, а на наличие разноуровневых групп учеников, для которых не только планируются разные по степени сложности задания, но и применяются разные методы усвоения нового материала, его закрепления.

Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных способностей.

Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.

Учитель С.А. Логачевская [13] разработала структурно-логические схемы, с помощью которых эффективно совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала. Намечая пути и приемы дифференциации учебной деятельности школьников, она придерживается определенных условий, способствующих использованию дифференцированных заданий, а именно:

1. Использовать дифференцированные задания систематически, почти на каждом уроке, но не превращать этот этап обучения в стандарт, поскольку учитывается тема урока, этап ее изучения, готовность учащихся.

2. Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.

Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию.

1.2 Разноуровневое обучение

Разноуровневые задания разработаны в соответствии с Положением о десятибалльной системе оценивания учебных достижений учащихся, основанной на 5 уровнях усвоения.[ 2 ]

Во избежание перегрузки учащихся работу нужно планировать с учетом отдельных заданий одного или нескольких уровней

Выполнение таких заданий поможет, с одной стороны, учителю определить уровень обученности учащегося, с другой - учащимся и их родителям реализовать свой путь в освоении программы сделать самооценку достигнутых результатов.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на разных уровнях

Для проверки знаний учителю понадобятся задания всех пяти уровней. Особенное внимание обращается на учеников, которые стремятся к знаниям, активно работают, чтобы получить их. Учитель имеет право частично заменить предлагаемые задания своими, изменить отдельные из них по степени сложности, полностью заменить своими.

Разноуровневые задания можно использовать для фронтальной проверки знаний детей. Начинать ее лучше с заданий первого уровня и адресовать ученикам, которым тяжело даются математические знания. При таком подходе учащиеся будут работать в рамках своих интеллектуальных возможностей, а учителю не придется дополнительно объяснять выученный материал.

Использование разноуровневых заданий в конце урока для закрепления изученного материала позволит учителю определить, на каком уровне школьники усвоили новый материал.[12]

1.3 Групповая и индивидуальная форма работы

Групповая работа - одна из форм активизации учащихся. По определению Х.И.Лийметса [15] под групповой работой понимают такое построение работы, при которой класс делится на группы по 3-8 человек (чаще по четыре человека) с целью выполнения той или иной учебной задачи.

Групповая работа так же предс...

Другие файлы:

Интеграция математических и экономических знаний
Интеграция математики и экономики для среднего образования. Интегрированный урок (план-конспект). Ознакомление учащихся с понятиями экономики на урока...

Інтерактивні методи навчання на уроках математики
Інтерактивні технології як новий, творчий, цікавий підхід до організації навчальної діяльності учнів, їх використання на уроках математики. Сутність і...

Возможности использования дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе
Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников. Значение дидактических игр при формировании интереса учащихся на первой ступени...

Развитие логического мышления на уроках математики при решении текстовых задач в 6 классе
Понятие мышления в педагогической литературе, его классификация. Методика работы над текстовыми задачами, этапы и способы их решения. Опытно-экспериме...

Групповая работа на уроках математики в начальной школе
Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений. Практическая разработка методики изучения учени...