Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Изучение творчества И.А. Крылова в школе

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Басня как род эпической литературы. Творческая биография баснописца в системе уроков по русской литературе, художественные особенности произведений Крылова. Формирование теоретико-литературных понятий на уроках по их изучению, внеклассная работа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Актуальность работы. Басенное наследие Ивана Андреевича Крылова явление уникальное. За всю историю русской литературы не было подобного явления в писательской деятельности, когда автор, занимаясь литературой, находит себе «свой» жанр, уже не представляющий интерес в литературном процессе того времени. Именно этот жанр - басни, составили замечательное литературное наследие Крылова и представляют большой интерес для исследователей русской литературы начала XIX века. В этом плане большой интерес представляют исследовательские работы Минералова Ю.И [1], Вяземского П.А. [2], Потебня А.А. [3], Кеневич В.Ф. [4], которые подчёркивают необычно яркое национальное звучание, поэтичность басен, указывают на оригинальность и переводов, и текстов собственного сочинения, которые не имели аналогов по глобальности образов, созданных рукой прекрасного мастера, что каждая эпоха открывает его творчество как бы заново.

Мало внимания уделяется изучению басенного наследия И.А. Крылова и в методике литературы, поэтому причин такого внимания к личности и творчеству И.А. Крылова с точки зрения методики преподавания весьма оправдана: важна для учителя и необычайная притягательность яркой индивидуальности великого баснописца, и сложная творческая судьба, и, конечно же, его прекрасное творческое наследие, без которого история русской литературы была бы совершенно иной, и учитель, решая учебно-воспитательные задачи урока, он решает задачи нравственного формирования будущего, и эта задача осложняется тем, в современном мире, перегруженном теле-, радио, Интернет-информацией, техническими решениями, компьютерными технологиями, имеет особенное значение необходимость уделять развитию и сохранению эмоционально-чувственного восприятия человеком окружающего мира, воспитанию интереса и культуры внутренней жизни личности.

Эти задачи должны решаться не только на занятиях самопознания, но, в первую очередь, на уроках литературы. Особенно предрасполагают к этому виду работы уроки, нацеленные на изучение произведений эпического жанра, где формируются нравственные понятия, такие как честность, бескорыстие, осуждаются человеческие понятия - это уроки по изучению басен Крылова, поскольку основными их являются: особенность морали, отражающая понятия нравственности, нравственные уроки, отражённые в нём; создание «прелести чудесного» [5, с. 460-461], по словам В.А. Жуковского, который пишет «чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме, действие сверхъестественных сил» [5, с. 460-461].

Степень разработанности проблемы. Литературное образование учащихся связано с усвоением и анализом произведений разных жанров, поэтапным обучением, формированием способности воспринимать прекрасное, созданное посредством языка через соотнесение прекрасного с живописью и искусством. Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста была неоднократно исследована в методической науке Н.М. Молдавской [6], Н.И. Кудряшовым [7], О.Ю. Богдановой [8] и другими. Изучению творчества Крылова посвящены работы Серман И.З. [9], Костюхина Е.А. [10], Степанова Н.А. [11], Гордина М.А. [12], непосредственно связанные с темой нашего исследования «Методика преподавания басен на основе произведений И.А. Крылова».

В современной методике преподавания литературы вопросам изучения эпических произведений, а именно басне, уделяется мало внимания, чаще приводится опыт изучения лирической поэзии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева. В основном эти разработки приводятся в учебниках по методике преподавания литературы, в методических журналах, как в российской, так и казахстанской методике. Некоторый материал по проведению уроков по творчеству Крылова И.А. был опубликован на страницах республиканского журнала «Русская литература». Мы рассмотрели ряд существенных разработок по творчеству Крылова М. Лобанова [13], П. Алабина[14], З.Я. Рез [15], В.И. Коровина [16], провели системную работу по сбору материала для написания дипломной работы.

Новизна работы обусловлена необходимостью адаптировать имеющиеся в литературоведении, методике преподавания русской литературы методические достижения на новый уровень требований современного школьного курса русской литературы, когда в условиях изменившегося общества, выходят на первый план для учащихся не поучение, а назидание, формирующее новый взгляд в условиях всеобъемлющего, креативного мировосприятия, создавая усложнившийся психологический облик учащегося нового времени в стремительном потоке образовательного и воспитательного процессов.

Цель работы - исследовать имеющуюся литературу по изучению творчества Крылова И.А. и методические наработки по изучению и преподаванию басенного наследия, вынести оценку его деятельности современниками поэта и исследователями его творчества в сам процесс работы учителя и ученика; систематизировать имеющийся опыт по проблеме изучения басен Крылова в школе и показать возможные пути анализа с учётом нового социально-психологического типа личности школьника XXI века.

Задачи исследования:

1) обобщить и систематизировать имеющиеся в методике преподавания литературы и литературоведении труды по изучению басни в школе, в целом, и творчества И.А. Крылова, в частности;

2) вывести имеющиеся труды по изучению басен Крылова на требования современной школы;

3) предложить собственное видение и решение проблемы изучения произведений Крылова в школе, а именно: дать систему уроков различного типа с использованием различных методик, которые представляют наш индивидуальный подход к теме дипломного исследования;

4) при описании конкретного типа урока обратить особое внимание на главные составляющие творчества Крылова: его философскую связь с природой и устным народным творчеством.

Методической основой научного исследования являются монографические работы исследователей по творчеству Крылова И.А., как Минералова Ю.И [1], Вяземского П.А. [2], Потебня А.А. [3], Кеневич В.Ф. [4]. В основу исследования положена методика наблюдений, целостного и проблемного анализа художественного текста, систематизации и сопоставления научных сведений, полученных в процессе поиска.

Предметом исследования является басенное наследие И.А. Крылова, преломлённое через методическую литературу, программы школьного курса изучения литературы.

Объектом исследования является методика преподавания басен на уроках литературы в школе, виды уроков по изучению басен.

Материалом для исследования послужили методические разработки по басенному наследию И.А. Крылова, описание разных видов уроков, работы учителей-практиков и учёных, занимающихся методикой преподавания, чьи исследования посвящены анализу басен И.А. Крылова, в частности.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Материалы и выводы дипломного исследования показывают, что данная тема недостаточно разработана и представляет интерес для всех учителей, преподающих в школах, лицеях и колледжах. Материалы дипломной работы можно использовать на уроках в старших классах, а также на семинарах в университете для будущих учителей русского языка.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы, включающего 40 наименований.

1. История происхождения жанра басни

1.1 Басня как род эпического жанра

крылов басня урок внеклассный

Басня - это краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери. В древней Греции басни, приписывавшиеся легендарному Эзопу, появились в V-VI века до н.э. По имени Эзопа иносказательную речь стали называть «эзоповским языком» [17, с. 28].

Позднее басни Эзопа были переложены стихами на латинский язык Федром (1 в н.э.). В дальнейшем они стали достоянием всех европейских литератур и послужили основным источником басенных сюжетов самых разных баснописцев, от Лафонтена до Крылова.

Другим источником бассенных сюжетов явился сборник индусов «Панчатантра» (3-4 вв. н.э.). Арабский пересказ этого сборника под названием «Калила и Димна» был широко известен на всём Востоке, а в греческом переводе под заглавием «Стефанит и Ихнилат» стал известен на Руси (русский перевод относится к 15 веку).

Басня в разных национальных литературах приобрела яркое своеобразно-национальное выражение: во Франции - у Лафонтена (1621 - 95), в Германии - у Лессинга и Геллерта (18 век), в России - у И.А. Крылова (1769-1844).

В России басня получила широкое распространение уже с середины 18 века. Первые басни были написаны А. Кантемиром (ещё в 30-е годы 18 века), затем с баснями выступали В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, особенно А. Сумароков.

Антиох Кантемир (1708-1744). Русский писатель Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий был из...

Другие файлы:

Создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе
Специфика анализа басни в начальной школе. Художественное своеобразие, традиции и новаторство творчества И.А. Крылова. Конспекты уроков по басням. Пут...

Изучение творчества С.В. Рахманинова в школе
Теоретические основы изучения творчества композитора С.В. Рахманинова в школе: обзор творчества и жизненного пути. Методика изучения творчества музык...

Творческое развитие младших школьников
Изучение понятия творчества в педагогике. Виды детского творчества. Поисковая активность как основа творчества. Проектное обучение в начальной школе....

Басни Крылова
Басни Крылова, по выражению Гоголя, — это „книга мудрости самого народа", а славу Крылова как русского баснописца Белинский считал „самой великой, сам...

Языковые особенности басен И.А. Крылова
Всенародная слава И.А. Крылова – баснописца. Языковые особенности слов разных частей речи в баснях И.А. Крылова. Роль антропонимов в басенном творчест...